Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания
Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии. Т.о., исходный элемент структуры соц. знания — знании об об-ве как целостном соц. организме. Это знания о сист. обществ. отнош., их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об об-ве вкл-ют в себя понимание объектив. законов его развития, представления об осн. сферах жизни об-ва и их взаимодействии и т.д. Важн. элементом структуры соц. знания явл-ся знания о соц. составе нас. страны и соц. структуре об-ва, т.е. о классах, больших и малых соц., профес-ых и демограф. группах, их месте и взаимодействии в сист. эконом., соц. и полит. отнош. Еще один элемент структуры соц. знания — науч. представления, взгляды, теории, относящиеся к полит. социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения разл. соц. групп об-ва в сист. полит. отнош. и прежде всего в сист. отнош. власти. Под этим углом зрения рассмат-ся деят-ть разл. полит. партий и движ., функционирование всей полит. сист. об-ва. Важн. элементом структуры соц. знания явл-ся научн. представления и выводы социологов о деят-ти существующих в об-ве соц. институтов - гос-во, право, церковь, наука, культура, семьи и т.д. Все перечисл. науч. представления, понятия, взгляды и теории о разл. соц. явлениях и процессах связаны м/у собой и образуют ед. и сложную структуру соц. знания, которая отражает все стороны обществ. жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит об-во как целостную соц. сист. Все это составляет структуру социологии как наук
В структуре соц. знания м/о выделить отд. уровни: 1) общесоциолог. теории; 2) спец. социолог. теории, которые харак-ся как частные; 3) конкретные социолог. исследования. Эти теории касаются сущностных моментов развития об-ва и в целом истор-го процесса. Важн. разделом общетеорет. социологии явл-ся теории обществ. отнош., раскрывающих природу и содержание эконом., полит., правов., нравствен., эстетич., религиоз. отнош. м/у соц. субъектами. На уровне общесоциолог. теорий каждое соц. явление рассм-ся с т.з. его места и роли в об-ве, его многообразных связей с др. явле-ниями.
Спец. социолог. теории касаются отдел. сфер обществ. жизни, соц.групп и институтов. Их познавательный ракурс на много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве них м/т выступать, например, эконом. и соц. сферы жизни об-ва. Исследуются проблемы социально-эконом. отнош., производств. деят-ти людей, а также условия труда и соц. защиты разл. категорий нас., вопросы народного образования. Спец. социолог. теории направлены на решение прак-тич.проблем сегодн. дня и ближ. будущего. Конкрет. соц.. исследования.
проводятся в виде анкетирования, устных опросов, на-блюдений и т.д. Данные этих исслед. м/т служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспект. задач общест. и гос. жизни, деят-ти разл. соц. групп, труд. коллективов, полит. партий. Главное в конкрет.соц. исследовании —получить объективную инф-цию о том, что происходит в об-ве, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми.

2. Функции социологической науки
Познават. ф-ия заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные науч. представления о их сущно-сти и содержании, связи с др. явлениями, характере и законо-мерностях развития. Познават ф-ия закл-ся также в том, чтобы на основе анализа соц- процессов выработать науч. прогнозы их дальнейшего развития в сфере материал., полит. или духов. жизни об-ва. Такие прогнозы м/т иметь долговремен. или текущий хар-р: на уровне общесоциолог. теорий речь м/т идти о глубоком предвидении тенденций развития об-ва в ближай-шем и отдаленном будущем, в рамках спец. социолог. теорий м/б выработаны полезные прогнозы. Практич. ф-ия состоит в том, чтобы на основе эмпирич.интеоретич. анализа соц. явлений и процессов разработать практ. рекомен-дации. В конеч. счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях — от управления коллективом до управления делами об-ва - это делают все соврем. об-ва, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие эк-ки, соц-но-клас. и нац. отнош., политич. сист. об-ва. Одна из важн. ф-ий социологии—ф- ия идеологическая, поско-ку социология в той или иной форме выражает интересы определ. соц. групп, классов, полит. пар-тий и движений. Социолог осмысливает исследуемые им соц. процессы, обществ. отнош. и деят-ть различ. субъектов с позиций определ. мировоззрения, формирование которого зависит от его соц. положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения затрагивают не только интересы той соц. группы, к которой он принадлежит, но и интересы др. соц. групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеолог. содержание, некий идеолог. оттенок.

3. Нация как социально-этническая общность
Нация представляет собой сложение социально-политическое образование. Она формируется в период становления капита-лизма (в Зап. Европе 16-18вв, в др. - позднее).
В науке существует 2 основных подхода к феномену «нация».
Первый - «французский». Здесь нация представляет как политическое сообщество граждан данного государства.
Второй подход – «германский». Нация – этническая общ-ность, т.е. объединение людей, имеющих родственное проис-хождение.
Национальность – означает принадлежность человека к к-л нации. Национальность выбирается самим человеком, а не государством. Это один из признаков демократического устройства государства и общества, но он сплошь и рядом нарушается.
В отечественной литературе к числу основных признаков нации относят:
1. наличие общей территории
2. наличие своей государственности
3. наличие единого экономического рынка
4. наличие общей культуры, единого литературного языка
5. наличие общего менталитета, психологического склада
6. наличие самоидентификации общей
Ключевыми признаками нации является наличие единого национального самосознания. Источниками его являются:
1. родовой, связанный с общими происхождением
2. психологический
3. культурный
4. социальный
Наиболее активен и дифференцирован последний источник – социальный.
Носителями его и национального самосознания выступают группы, заинтересованные в активных общественных ролях (элита, интелегенция)
Суть такого источника состоит в стремлении к активации своих народов и в повышении своего социального статуса.

4. Г. Спенсер и его органическая теория общества
Спенсер явл-ся основателем органич. шк. в социологии. Суть органич. теории об-ва закл-ся в том, что оно рассматр-ся как ед. сист. взаимодействия природ., прежде всего биологич., и соц. факторов. Согласно этой теории, все стороны обществ. жизни органично связаны м/у собой и не м/т функционировать вне данной связи. С. рассматривал об-во как организм, развиваю-щийся по естеств., биологич., законам. Он уподобил об-во живому биологич. организму, обосновывая такой подход с помощью след. доказат-в: 1) как живые организмы, так и любые об-ва в процессе их роста и развития увелич-ся в своей массе; 2) те и др. усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и др. продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появл-ся и исчезают. Пред-ет интерес теория эволюции С., в т.ч. соц. В эволюции он выделил след. осн. моменты: переход от прост. к сложн. (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределен. к определен. (возрастание порядка). «Что такое соц. эволюция» —есть прогрессивное развитие об-ва по пути его усложнения и совершенствования деят-ти соц. институтов, прежде всего полит. С т.з. С., в процессе соц. эволюции увелич-ся значение коллект- деят-ти людей и разного рода соц. институтов. С. далек от фаталистич. понимания эволюции как абсолютно неподвласт. чел-ку, он постоянно подчеркивал, что соц. эволюция совершается людьми в процессе их деят-ти, ставил и решал вопросы мотивации соц. поведения и деят-ти людей. С. заявлял, что об-во не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физич. и дух. деят-ти индивидов. В то же время кажд. гражданин д/н смотреть на себя с т.з. не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объектив., понимая свое место в об-ве как «одной из мно-гочисл. обществ. единиц». Как член об-ва он д/н действовать в направлении улучшения соц. жизни.

39. Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры
Термин «культура» имеет многозначный смысл. Насчитывают сотни определений этого феномена.
Сам термин произошел от лат. глагола cultura, означавшего возделывание, облагораживание земли.
Культура – все, что отличает человека от природы, все что создано им. Она означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Он выражается в типах и формах организации жизнедеятель-ности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Человечество усваивает культуру в процессе социализации – усвоение норм, ценностей, навыков, социальных ролей.
Культура представляет сложную, многоуровневую систему.
По ее носителям выделяют культуру:
Мировую, национальную, социальной общности (городская, сельская) , семьи, индивидуальную
Культура подразделяется на: материальную и духовную
Материальная культура – культура труда и материального производства, быта, физическая культура тела.
Духовная культура – способ ценностного освоения действи-тельности. Она включает в себя интеллектуальную, философ-скую, религиозную, нравственную, художественную, право-вую.
Первоосновой любой культуры является понятийно – логиче-ский аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа.
Он существует как язык. Он выступает и ретранслятором культуры.
Своеобразие культуры, ее целостный характер обеспечивается ее ядром.
Ядро любой культуры составляет ее ценности, нормы.
Ценности – определенный элемент культуры. Это критерий оценки действий, предметов, идей.
Культура, рассматривающаяся в данном аспекте, это социаль-ный механизм, который выявляет, систематизирует, сохраняет, передает ценности в обществе.
Ценности выступают как:
1. желательное состояние связей социальных идей
2. критерии оценки реальных явлений
3. они определяют смысл целенаправленной деятельности
4. внутренне побуждают к действию
Основанием систем ценностей выступают нравственные ценности. Они подкрепляются внутриличными, наиболее глубокими формами самоконтроля (совесть, стыд, покаяние).
В рамках одной культуры могут существовать конфликты ценностей.
Ценности, описанные и интерпретированные в виде строгой, рационально обоснованной доктрины, называется идеологией.
Культура любого современного общества представляет собой сложное переплетение ее различных пластов.
Еще со времен разделения умственного и физического труда сохраняют свою специфику такие формы которые, как высокая (элитарная) и народная.
Развитие массовых коммуникаций в 20в. привело к появлению массовой культуры. Кроме этого, в культуре выделяют субкультуры (подкультуры).
Можно выделить субкультуры, которые противостоят господ-ствующей культуре, являются ее антагонистами (контр – культура (Запад 30-80г. 20в.), уголовного мира) и позитивные субкультуры (врачей, моряков и др.)
С позитивными мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, поселенческими, территориальными, профессиональными особенностями той или иной группы людей.
Но при этом сохраняется характерный для всей культуры менталитет, иерархия ведущих ценностей и норм.
Наличие таких субкультур есть свидетельство способности культуры к развитию и адаптации в новых условиях.
В последние десятилетия получили распространение субкуль-туры, противопоставляющие господствующие ценностям (уголовного мира). Так, по некоторым данным, в современном русский язык вошло свыше 2 тыс. слов и выражений из уголовного жаргона.
Такое широкое распространение субкультуры свидетельствует о нравственном кризисе в обществе.





Тэги: социология как наука, структура социологического знания, социологическое учение о. конта, органическая теория общества г. спенсера, теория социального реализма э. дюркгейма и его эволюционного развития общества, психологическое направление в социологии. (



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 6T4683

Я согласен с условиями использования сайта