Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
1. Место и роль философии в системе духовной культуры.
Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.


2. Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.
Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.


3. Предмет философии. Онтология, гносеология, логика.
Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем то создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и как оно соотносится с действительностью и Богом. Перечисленные вопросы прямо касаются философии.
Философия выступает как система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление. Система взглядов на мир, на связи и отношения между различными явлениями называется онтологией. Это философское учение о бытии, в том числе о бытии окружающего нас мира и человека в нем. Система взглядов на познание мира – гноссеология. Система взглядов на мышление, его формы и законы называется логикой. Онтология, гноссеология и логика – три основных элемента структуры философского знания, и соответственно три основных раздела философии. Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование религиозных проблем.
VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др. Греция практически одновременно возникает философия.
Структура философского знания.
Общими для всех философских систем являются:
1) проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит;
Онтология – учение о бытии – центральный раздел философской системы.
2) проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть истина;
Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).
3) проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо законам;
4) проблема общества – социальная философия;
Разделы философии.
Этика – наука о морали.
Эстетика – наука об искусстве.
Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления.
Аксиология – теория ценностей.
Философия – учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру.
Герменевтика – философское учение о понимании.
Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать его по частям.


4.Функции философии.
На значение философии лучше всего указывают ее функции: 1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также может быть научным или ненаучным. 2. Познавательная функция. Философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о границах познания мира. 3. Методологическая функция. Заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии органически связаны. 4. Прогностическая функция. Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5. Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других, которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия.
1) мировоззренческая функция – как устроен мир, окружающий нас; научная картина мира собранная из разных источников; формирование внутренне-логической системы представления общей картины мира, единой системы знаний, не противоречащих друг другу.
2) методологическая функция.
Методология:
а) учение о методах научного познания – философия создает учение о методах познания.
б) система наиболее общих методов, применяемых во всех областях научного познания.
Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое (универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания человеческого знания.
3)гносеологическая функция – "познавательная" функция – помимо поиска истины философия исследует и сам процесс познания, его закономерности, исследование, содержание предельно-общих понятий – категорий нашего мышления.
4)аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и критика систем ценностей.
5) критическая функция – критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не иначе



5. Материализм и идеализм – основные направления в философии.
В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признания первичности бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Бытие первично, сознание вторично, т.е. производно от материи, от человеческого бытия. Идеализм за первичный признает дух, сознание мышление, а за вторичное – бытие, материю, природу. При этом объективный идеализм берет за основу всего сущего независимый от человека «мир идей» (Платон), или же развитие «мирового духа» (Гегель). А субъективный идеализм исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Беркли, Юм и др.). или что сознание человека первично по отношению к обществу и его культуре. Материализм и идеализм – это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистический или идеалистический. Того и другого способа мышления могут придерживатся физик и биолог, политолог и т.д. Так экономист (теоретик или практик) может исходить из реальной жизни, из учета действий объективных экономических законов (например закон о стоимости), их основопологающей роли в развитии экономики. Тогда он поступает как реалист. Но есть и такие экономисты, которые игнорируют действия экономических законов, не признают их. Они произвольно создают экономическую модель исходя из своих субъективных представлений о тех или иных экономических явлений. В этом случае они выступают как идеалисты в экономике, так как выводят суть экономических явлений из мыслительной конструкции. Использование какого-то одного способа мышления – материалистического или идеалистического называется монизмом (от mono – один). Существует материалистический и идеалистический монизм, исходящие из определяющей роли материалистического или духовного начала в развитии мира и человека. Противоположный монизтическому дуалистический способ мышления (от dua – два) исходит из того, что материальное и духовное – это два различных начала в развитии мира и деятельности человека. Наиболее видным дуалистом был Рене Декарт (17 в.). Он высказал идею о материальной и духовной субстанциях, развивающихся по своим законам независимо друг от друга.
6. Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.
Важный философский впрос заключается в том, познаваем ли мир и различные процессы в нем – физические, биологические, экономичекие и т.д. Научная философия всегда отвечала на данный вопрос положительно. Да, мир познаваем, мы знаем о нем всё больше и больше. Открывается сущность многих явлений и законы их развития, которые затем используются в интересах людей. Об этом говорит вся история науки. Однако существует и другой подход, согласно которому человеческая возможность познания либо ограничена неким пределом, либо вообще равноа 0, ибо утверждается, что мир в принципе непознаваем. Так, немецкий философ18 века И. Кант считал, что человек в состоянии познать лишь окружающий его мир явлений. Этот мир люди познают в ходе своего практического опыта. Но мир явлений – лишь внешняя сторона действительности. Сущность же явлений, их внутренняя сторона по Канту непознаваема. Она есть некая «вещь в себе». И эта вещь в себе никогда нам не откроется, не станет вещью для нас. Мы можем придерживатся лишь определенной веры относительно конечной сущнсоти явлений, вскрыть которые наука бессильна. Кант писал: «Мне пришлось ограничить знания, чтобы уступить место вере». Этот подход получил название агностицизм. Это учение о непознаваемости мира. Вопрос о познаваемости мира не снят с повестки дня в настоящее время. Это главным образом вопрос о том, опираться ли людям в своей деятельности на науку или уповать на веру.


7. Диалектика и метафизика как методы познания.
Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее развитие. Так понималась диалектика в Древней Греции, в том числе Сократом и Платоном. Но это всего лишь одно значение этого понятия. В Новое время прежде всего в философии Гегеля (19 век) диалектика понимается как учение о развитии не только человеческой мысли, но также природы и общества
Диалектика – учение о развитии мира, его познания и человеческого мышления. Основные принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей связи явлений действительности. Согласно этому принципу все явления природы и общества взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга, взаимодействуют. Нет совершенно изолированных явлений. Существуют такие связи явлений: внешняя, случайная связь; причинная связь, закономерноая связь. Учение о причинных и закномерных связях называется детерминизмом. Учение, которое отрицает и игнорирует эти связи, называется индетерминизмом. Диалектик-экономист не станет отрывать финансово-кредитную систему от всей системы экономических отношений. А товарное и денежное обращение будет рассматриваться в тесной связи с развитием производства. С этих позиций он будет познавать экономические явления и мыслить о них. Это принцип взаимосвязи. 2. Принцип развития. Согласно этому принципу все явления находятся в движении и развитии. В качестве источника развития диалектика признает противоречия. Когда учение о диалектике применяется к анализу тех или иных явлений, оно выступает как метод познания. Тем самым метод есть теория действия. Диалектический метод применяется представителями всех наук, в том числе и экономических. Если экономические явления изучать в их всеобщем взаимодействии, если подходить к ним как к явлениям развивающимся и противоречивым, значит подходить к ним диалектически. Это значит, что в изучении экономических явлений применяется диалектический метод, на основании которого экономист мыслит.
Противоположный диалектическому – метафизический метод познания и мышления. Он заключается в подходе к явлениям действительности без учета их всеобщей взаимосвязи, как существующих отдельно одно от другого. А также без учета их развития и существующих противоречий. В итоге метафизики рассматривают явления как неизменяющиеся и не порождающие ничего нового
8. Материализм и идеализм в античной философии.
В античной философии Греции и Рима, как и в других (индийской, китайской, арабской) видно рождение первых философских идей и учений, на основе которых впоследствии развивались учения философов разных стран и исторических эпох. Философия Древней Греции и Рима решала реальные проблемы существования мира, его познания, жизни человеческого общества. Важной ее особенностью было стремление к поиску истинного знания, которое бы помогло людям жить и действовать в окружающем их мире. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной.
Общие выводы: 1. Античная философия являелась душой античной культуры и во многом предопределила духовную жизнь античного общества, в том числе развитие искусства, морали, науки, религии, политики и права. 2. Античная философия оказала огромное влияние на последующее развитие философской мысли западных стран и их культуру.


9. Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.
Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. Демокрит всесторонне развил эту идею. Он считал, что атомы – это недилимые частицы, имеющие свою форму, протяженность, другие физические свойства. Они разделены пустотой. Пустота – это небытие, и потому непознаваема. Мир атомов может быть познан наукой, атомы составляют суть вещей, их нельзя видеть, но можно мыслить. Атомы различаются по форме и величине, они сцепляются между собой, образуя тела, доступные восприятию. Это был материалистический творческий взгляд на основу природы, ее первоначало. В дальнейшем атомистическая теория Демокрита была воспринята другими древнегреческими философами и учеными.
Эпикур считал, что не только природа, но и душа человека состоит из атомов. Также Лукреций Кар (Древний Рим), и другие. В 17-18 вв. н.э. эта теория получила дальнейщее развитие в трудах французского философа Гассенди и английского Ньютона.


10. Онтологические и гносеологические взгляды Платона
Онтология – философское учение о бытии, в том числе о бытии окружающего нас мира и человека в нем.
Гносеология – это система взглядов на познание мира.
Платон рассматр бытие как существование бестелесн идей т.е. реалистических. Платон учил о сущ-ние 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красота, истина) и мира «вещей» (слабое отражение мира идей, т.е. общих понятий). Подлинное бытие по Платону мир идей. Он вечен, неизменен, абсолютен. Чел-ка же окружает мир вещей и сам чел-к постоянно изменяется. Никогда не равен себе и наход в вечном процессе становления. Как утвер Платон бесссмертн душа чел-ка связывается с миром идей, как с миром сущности, кот он постигает своим умом. Тем самым благодаря душе чел-ка ощущает его переход в духовное измерение, т.е. к подлинному существованию. Учение Платона развил его ученик Платин (205 – 270 гг. н.э.), кот утверж, что идеи Платона – идеи блага, истины, добра, справед, можно объединить понятием Единое. Единое сущ-ет в потустороннем мире. Обычный мир существует, но всегда, по Платону, неистинным образом. Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир — мир чистых сущностей. Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея», кот в обыденном языке обозначало внешний вид, образ, форму, качество
Мир идей представляет собой царство благих сущностей. Поэтому высшей идеей у Платона выступает идея Блага, как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Гносеология: По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей». Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие.

11. Элементы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Эллейского, Платона, Аристотеля.
Для античной философии характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира, его познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего сущего – от отдельной вещи до космоса. Его знаменитое изречение: «Всё течет, всё изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». В основе мира он видел огонь, который закономерно появляется и угасает. Огонь присущь телам и душе. Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Всё происходит через борьбу и по необходимости» - считал он.
Зенон Элейский пытался осмыслить противоречивый характер движения, прежде всего соотношение движения и покоя. Он указывал на прерывность движения, однако не смог объяснить его как единство прерывного и непрерывного.
Проблемы диалектики разрабатывал Платон, который писал свои труды в форме диалогов (дискуссий, споров). «В споре рождается истина», - считал он. Платон рассматривал развитие самого мышления, а также противоречивое взаимодействие мира идей и мира вещей. Он развил многие идеи Сократа, который впервые ввел в философию понятие «диалектика».


12. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении, о роли противоречий в движении и развитии.
Известное учение Аристоетля «О четырех причинах»: материальной, формальной, движущей и целевой. Он писал: «То, из чего что-либо возникает – материальная причина (так как вещи возникают из материи); сущность, в силу которой вещь такая, а не другая – формальная причина (ибо особенность вещи придает форма); начало движения – движущая причина; то, ради чего всё осуществляется – целевая причина». Основной причиной Аристотель считал форму, которая по своей сущности активна, в то время как материя пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определяет ее развитие. Форма вещей определяет многообразие мира. Аристотель исходил из того, что все вещи находятся в движении – механическом, физическом, биологическом (развитие живых организмов) и социальном (развитие общества). Вслед за Платоном он исследовал развитие человеческого мышления, создал формальную логику. Важное значение придавал проблеме соотношения возможности и действительности. Он считал, что тела существовали лишь в возможности, пока не появилась форма. Форма превращает возможность в действительность. Бог – форма всех форм.
Аристотель был самым талантливым учеником Платона, однако он был строптивым. Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже». Основные положения:
1) дал первым глубокое определение сущность философии. Философия – это наука, которые другие науки должны прислуживать, как служанки прислуживают царице.
2) По-своему решил проблему первоосновы мира, эту основу он усмотрел в материи, что Платон считал Тенью. Однако он не отбросил учение Платона: другой первоосновой мира являются формы и идеи и эти идеи переплетаются с вещами. Двойственная основа.
3) Движение. Заявил, что источник заключается не в вещах, а вне их и главные источник – Бог.
4) Он большое внимание уделял мышлению, как важному инструменту научной философии. Он создал впервые науку о правильном мышлении – логике.
5) Критиковал не только общую концепцию, но и учение об «идеальном государстве». За то, что Платон отстаивал общественную собственность как основу государства. А считал, что общественная собственность рано или поздно приведет к развалу, т.к о ней никто не заботится.

13. Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Эпикур.
Проблема человека и этики (учения о морали) решалась многоми античными философами. Как правило человеческая личность ставилась ими очень высоко. Они положили начало философской антропологии. «Челвек есть мера всех вещей»- Протагор (480-410 гг до н.э.). Это значит, что критериями истинности того или иного утверждения является человек. Именно он определяет, что истинно, а что нет, что хорошо, а что плохо. По мнению Протагора, полезность и ценность любой вещи определяется ее способностью удолетворять потребности людей (вещи – также услуги, госстрой, госорганы). Учение Протагора положило начало гуманистической традиции в философии.
Большую роль в развитии учения о человеке и морали сыграл Сократ (469-399 гг. до н.э.). Основной интерес Сократа – выяснить, что такое человек и как развивается человеческое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа и основная идея его этики. В сознании человека Сократ обнаружил два уровня: 1. Субъективный, индивидуальный уровень, то есть личное мнение человека о самом себе. 2. Объективный общественный уровень – это всеобщее, обязательное для всех знание о добре и зле, о чести, о справедливости, о государстве и т.д. Зная это, люди могут действовать согласованно, соблюдая свои интересы. Сократ был представителем этического рационализма. Он требовал логическое доказательство положений этики, то есть учения о добре и зле, о справедливости, о долге. Надо логически доказать свои представления, а не навязывать их другим и не принимать чужие на веру. Сократ считал, что зло идет от незнания, знание – источник нравственного совершенствования. Философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельных людей и справедливого просвещенного государства.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.) на первый план ставил не общество, а отдельного человека. Цель человеческой жизни – счастье, понимаемое как удовольствие, наслаждение (от греч. «hedone» - наслаждение). Добро воспринималось им как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания. В тоже время он говорил об идеале меры: «Ничего сверх меры, в том числе и в удовольствии». Высшее удовольствие по Эпикуру – невозмутимость духа, душевный покой, безмятежность. Для этого нужно управлять своими страстями, подчинять их разуму. По мнению Эпикура, религия лишает людей покоя – вселяетв них страх перед смертью и загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывал, что душа умирает вместе с телом, так как она состоит из атомов, как и физические тела. «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть – смерти нет, а когда приходит смерть – нас уже нет». Как видно, в философии Эпикура сильна атеистическая тенденция, которая присуща также философии Демокрита, Лукреция Кара и других. Этика Эпикура имеет своих сторонников среди философов нового времени, а также среди современных философов и деятелей культуры.


14. Платон об «идеальном государстве».
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.В утопическом государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание.За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.
При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.
Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов.
Оригинальную теорию идеального государства создал Платон. Этим государством правят мудрецы и философы, которые обладают такими качествами, как познание истины, добра, красоты; мудростью; мужеством, справедливостью, умеренностью во всем. В их душах преобладает разум, который руководит страстями. Кроме мудрецов и философов Платон выделял сословие воинов и производящее сословие (земледельцы, ремесленники и т.д.). Таким образом одно сословие создает материальные и духовные блага, другое – защищает государство, третье – управляет государством. Платон признавал три формы государства: монархию, аристократию, демократию. Каждая из них может быть законной и незаконной – насильственной. Признаются только законные власти государства. Согласно Платону, справедливое и современное государство – это высшее из всего, что есть на Земле. Поэтому человек должен жить для государства, а не государство для человека. Эта идея была направлена против идеализма, защищала общие интересы. Она оказалась блихкой русскому самомознанию, воплотилась в идее русской государственности, которая развивалась в светской и религиозной форме.


15. Аристотель о роли государства в обществе и формах государства.
Свою теорию государства изложил и Аристотель в работе «политика». В ней провозглашается, что государство создается для того, чтобы жить счастливо, а не только для поддержания порядка. В этом проявились социалистическая и гуманистическая направленность его теории государства. Хорошие – монархия, аристократия, полития (власть военного сословия и среднего класса). Дурные, плохие – тирания, чистая олигархия и крайняя демократия. При определенных условиях монархия может стать тиранией, аристократия – олигархией (власть узкой группы лиц), а демократия – охлократией (властью толпы).
Излагая свое учение об идеальном строе, философ, прежде всего, исходит из того, что в этом учении не содержится ничего неосуществимого. Предпосылками создания образцового, наилучшего полиса, согласно Аристотелю, является определенное количество населения, определенные размеры территории, удобное положение относительно моря. Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в "Политике". Вполне оправданными были бы поиски нитей, связывающих идеальный полис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает в "Политике" много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его предшественников и современников во второй книге). Этому рассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о полисе вообще. Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является высшей формой объединения, способствующей достижению счастливой жизни, т.е. жизни добродетельной; понятие полиса подвергается расчленению на его простейшие элементы.

16. Религиозная концепция мира в средневековой христианской философии. Теоцентризм. А Блаженный, Ф. Аквинский.
Основной духовной предпосылкой христианской философии явилось христианское откровение, изложенное в «вечной книге» - «Библии», и в античной философии (Платон и Аристотель). Главным образом их учение о бытии, боге и человеке. Бог («theos» - греч.) объявляется центром мироздания. Теоцентризм – основная черта христианской философии. Природа и человек объявляются творением Бога, поэтомы Космос не играет такой роли, как в античной философии. В христианской философии Бог выступает как всевышний и творец мира. Основное внимание направлено на познание Бога и человеческой души, связывающей человека с Богом. С точки зрения христианской философии подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Эту идею с особой силой выразил Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг). Он явился основоположником хрисианской философии и одним из наиболее видных представителей патристики (учение отцов церкви). Для него истинная философия и истинная религия – одно и тоже. Основные сочинения Августина: «О граде Божием», «Исповедь». Философское обоснование христианства Августин пытался найти в философии палтона. Он гворил, что «Идеи Платона – мысли творца перед актом творения». Августин и другие христианские философы исходили из того, что познать Бога можно только верой, ее способностью приблизиться к Богу. Разумом Бога понять нельзя.
Наряду с патристикой важнейшим направлением средневековой христианской философии является схоластика («schola» - лат. школа красноречия). Главное здесь – доказательство бытия Бога. Схоластика всецело основывалась на догматах «Библии» и была направлена на их обоснование. Выдающимся представителем и систематизатором был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его труды: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Фома Аквинский развил своё учение о бытии. Главное в нем – доказательство бытия Бога как высшего начала. Бог трактуется как чистое бытие. Он не связан никакой материей, ни от чего не зависит и творит мир своей волей. Сотворенные же им вещи обладаютт разным бытием. Фома Аквинский говорил о четырех видах бытия и разной степени их одухотворенности: 1. Неорганическая природа. 2. Растительный мир. 3. Животный мир. 4. Бытие человека. Бытие человека является наиболее одухотворенным, оно проявляется в единстве бессмертной души и тела. Душа самостоятельна и не умирает вместе с телом, она главное в человеке и составляет его суть. Человек лелеет, чувствует, обогощает волей все эти проявления его души. Душа сближает его с Богом.


17. Социально-исторические предпосылки философии эпохи Возрождения.
С 14-15 вв. начинается эпоха Возрождения (Ренессанс). Она существовала до 16-17 вв – поздний Ренессанс. Эта эпоха ознаменовалась быстрым распадом феодальных отношений и развитием капиталистического производства. Развиваются богатейшие города-республики в Италии: Венеция, Генуя, Флоренция. Значительное развитие получили ремесло, мануфактура, мировая торговля. Одно за другим слудуют крупнейшие открытия и изобретения: первые печатные станки, огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку, Васко де Гамма – морской путь из Европы в Индию, Ф. Магелан своим кругосветным путешествием доказал шарообразность Земли; Коперник создал гелиоцентрическую модель мира. Люди покоряли природу, развивали производство и духовную культуру, создали шедевры в области искусства. Появилась и новая философия, отражавшая характер новой эпохи и решавшая свои специфические задачи.


18. Антропоцентризм в философии и искусстве эпохи Возрождения.
В данную эпоху светские интересы и полнокровная земная жизнь человека нередко были противопоставлены религиозному аскетизму. Это проявилось в философии, искусстве, литературе.
Бокаччо в своем «Декамероне», для которого характерно свободомыслие, жизнерадостный юмор, высмеивает развратное католическое духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляет пытливый разум, стремления к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Петрарка, собиравший древние рукописи, в своих сонетах воспел красоту и благородство человека. Еще раньше Данте создал «Божественную комедию», в которой поставил проблему человеческого достоинства и ответственности человека за свои дела. На первый план выдвинулся живой, разносторонне развитый человек с его потребностями, интересами и способностями решать свои проблемы. Гуманизм (прославление человека) был основной идеей эпохи Возрождения и основным ее символом. Теоцентризм уступил место антрпоцентризму, то есть в центре философии, литературы и искусства – человек, полный жизненных сил и благородных побуждений. Его воспели выдающиеся художники, среди которых итальянцы Леонардо да Винчи, Микэланджело, Рафаэль, Тициан и другие; фламандцы (Нидерланды) Рубенс, Рембрандт, Ван-Дейк; испанцы Сурбаран, Веласкес и другие. В своих полотнах они утверждали физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Это был взлет художественной философии, выраженной средствами искусства.
Раньше, чем в других странах, Возрождение появилось в Италии. Большую роль играла античная культура Греции и Рима с ее ориентацией на человека. Возрождение этой культуры в новое время определило название данной эпохи. Основные черты эпохи Возрождения: 1. Отрицание книжной мудрости и схоластических споров, обращение к самой природе 2. Использование прежде всего материалистических произведений античности: Демокрита, Эпикура и других (в отличие от христианской религиозной философии, которая обращалась к работам Платона и Аристотеля) 3. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием (астрономия, механика) 4. Центральным звеном становится человек, проблемы, связанные с ним.
Основные направления философии: 1. Гуманизм (философия для человека). 2. Натурфилософия (философия природы).


19. Натурфилософия и пантеизм. Н.Кузанский, Дж. Бруно.
Натурфилософия часто носила пантеистический характер (пантеизм – всебожие). Прямо не отрицая существования Бога, натурфилософия отождествляла его с природой, как бы возвращая его из потустороннего (трансцендентного) мира. Природа вновь, как и в античной философии, выступает в качестве активного начала, причины всех вещей, явлений. Наиболее видными представителями натурфилософии были: кардинал, ученый и философ Н. Кузанский; ученый и философ Джордано Бруно.
Н. Кузанский (1401-1461 гг.) высказал положение «Единое есть всё», то есть Бог во всем. Это и есть пантеизм. Он высказал ряд диалектических идей, прежде всего идею о том, что источником движения и развития являются внутренние противоречия, присущие тем или иным явлениям. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества, безграничность познавательных возможностей человека.
Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Он отбросил все церковные догматы сотворения мира о «якобы» имевшем место начале мира и о его грядущем конце. Он развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, согласно которым планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Тем самым опровергалась идея Птолемея о Земле как о центре Вселенной. Бруно утверждал, что во Вселенной существует бесконечное множество миров (галактик). Эту идею он разил в работе «О бесконечности, Вселенной и мирах». Он признал всеобщую одушевленность материи, она, по его мнению, есть живое и активное начало. Его Бог – это Вселенная, одновременно творящая и творимая. В последствии натурфилософия активно опиралась на механику Г. Галилея, Кеплера, И. Ньютона.


20. Н. Макиавелли о природе государства и способах осуществления государственной власти.
В эпоху Возрождения развивались философские взгляды на общество и государство. Особое место занимает Н. Макиавелли (1429-1527 гг.). Он считал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальные интересы. В силы изначального зла человеческой природы (неискоренимое стремление к власти и богатству) возникает необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью гоударства. При этом государство толкуется как совокупность органов власти и правопорядка. Опираясь на право, она создает необходимый порядок в обществе. В работе «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства и сильной госвласти. Он пишет, что «разумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его власти, которыми являются мягкотелость, чрезмерная нравственность, излишняя щедрость. Надо поступать так, чтобы государя уважали». Макиавелли рассматривает такие вопросы: Что лучше – внушать людям любовь или страх?» Лучше внушать страх. 2. «Как государи должны держать слово?» Пока им это выгодно. Макиавелли писал, что «об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает» (короля делает свита). Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены при достижении цели. Политика вне морали. Вероломные и аморальные действия политиков стали называть макиавеллизмом.

21. Философия и наука.
Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для “производства” философской мысли, но это является хорошим подспорьем. Необходимо отметить, что слово “хороший” имеет сугубо индивидуальное, зависящее от конкретного человека, значение. И в самом деле, вряд ли первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то, что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом аппарате.
И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.
131




Тэги: Место и роль философии в системе духовной культуры, Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки, Предмет философии, Онтология, гносеология, логика, Русский космизм. Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский.



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4S3550

Я согласен с условиями использования сайта