Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
1. Введение стр.1
2. Нормы и принципы авторского права стр.2
3. Права авторов и их защита стр.3
4. Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных граждан стр.7
5. Авторское право юридических лиц стр.8
6. Иностранные авторы стр.9
7. Присоединение России к Бернской конвенции стр.10
8. Соавторство стр.14
9. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ стр.20
10. Гражданско-правовые способы защиты программной продукции стр.22
11. Всеобщая декларация об авторском праве стр.23
12. Заключение стр.24
Список литературы

Введение
Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в возду-хе. «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь», - гласит русская пословица. Ну, а если это «слово» на самом деле - научная идея, ключ к завоеванию рынка или вообще любая концепция?
Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы, незави-симо, была ли эта собственность материализована.
Научно-техническая революция заставила обратить внимание на « невидимую руку» прогресса человечества. Интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.
Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству, не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать, что они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне реальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно бы выкупил бы имя у автора право на имя, будь такая возможность предусмотрена законодательством. Поскольку законо-дательство такую возможность не предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые приемы, позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на имя и других личных неимущественных прав, которые выгодны работодате-лю. При этом автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной соб-ственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок расчетов между сторонами.
Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и ис-пользованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как са-мостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемир-ную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обще-ством.
В соответствии с законодательством РФ авторское право распространяется на произведения:
- обнародованные и не обнародованные, по нахождению в объективной форм на территории РФ, независимо от гражданства авторов и правопреемников;
- на произведения, обнародованные и не обнародованные по нахождению в ка-кой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами - гражданами РФ, и их правопреемниками;
- на произведения, обнародованные или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами и их при-емниками, - гражданами других государств в соответствии с международными догово-рами РФ.
Произведение так же считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за ее оно было опубликовано на территории РФ.
При представлении РФ правовой охраны произведению в соответствии с меж-дународными договорами РФ автор произведения определяется по законодательству государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.
Авторские права распространяются на произведения:
- науки;
- фотографические;
- декоративно-прикладного искусства;
- архитектуры;
- сценографического искусства;
- живописи;
- скульптуры;
- графики;
- дизайна;
- графических рассказов;
- аудиовизуальные, музыкальные (с текстами и без текстов);
- хореографии и пантомимы;
- драматические и музыкально-драматические;
- переводы;
- литературные;
- для ЭВМ;
- производные, сборники и т.д.
В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность пра-вовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведе-ний науки, литературы и искусства.
В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и неиму-щественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.
Нормы и принципы авторского права.
Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеет принципы:
Свобода творчества. Позволяет автору выбирать интересующую его тему, фор-му будущего произведения, метод создания, использовать произведения всеми дозво-ленными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской работы, развития ли-тературы и искусства. В Конституции РФ закреплено:
1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием учре-ждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия. Беречь памятники истории и культуры.
Принцип сочетания личных интересов с интересами всего общества.
Принцип моральной и материальной заинтересованности в использовании про-изведений. Материальное поощрение: государственные и именные премии.
Принцип всемирной охраны права и законного интереса авторов. Отражен не только в нормах права, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.
Нормы авторского права содержаться в различных законодательных и норма-тивных актах федерального и республиканского значения. Основы гражданского зако-нодательства устанавливают принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такое единства предопределено и необ-ходимостью участия в международных конвенциях об охране авторских прав Вместе с тем Конституция РФ относит «правовое регулирование интеллектуальной собственно-сти» к совместному ведению Федерации и республик в ее составе.

Права авторов и их защита.

Права авторов, их содержание и осуществление.
Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие права:
- право авторства (на авторство);
- право на имя;
- на опубликование и иное использования произведения;
- на вознаграждение за использование произведения другими лицами.
( п.2 ст.135 Основ гражданского законодательства).
Основное право лица, занимающегося научной или художественной деятельно-стью, - право на авторство. Оно является основополагающим в том комплексе прав, которым пользуется автор.
В юридической литературе высказываются предложения о необходимости за-крепления этого права в законе.
В содержание права на авторство входит не только право лица считаться твор-цом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его использова-нии. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы, назначения и достоин-ства произведения. Не имеет значения, выпущено произведение в свет или не выпу-щено.
С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить, а свет произве-дение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.
Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями.
Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование, воспроизве-дение и распространение произведения. Под опубликованием понимается всякое со-общение произведения неопределенному кругу лиц любым установленным законом способом, то есть путем издания, публичного исполнения, публичного показа, переда-чи по радио, телевидению и так далее.
Право автора на воспроизведение означает возможность размножения произве-дения с помощью снятия с него копий или иным способом. И опубликование, и вос-произведение осуществляются на основе договора, который заключает автор с органи-зацией (издательством, театром, киностудией и так далее). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия автора.
Исключение из правила об использовании произведения на основе договора за-креплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаи использования произведе-ния без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а ст. 495 ГК – ис-пользование произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграж-дения (ст.138 Основ). Право автора на распространение своего произведения сегодня приобретает тот смысл, который закладывал законодатель, закрепляя его за творцом произведения. Сложившаяся в последние годы практика издания произведений за счет средств автора предоставила ему возможность самому распространять свои произведе-ния. Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не об-ладает правом на распространение своего произведения, так как не располагает печат-ными средствами, бумагой и так далее.
Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения измене-ний в само произведение, его согласия при любом способе использования (издание, публичное исполнение, публичный показ и так далее).
Статья 480 ГК запрещает без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способов использования - из-дания, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способах использования произведения.
В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру возмож-ного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам.
Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными. Ав-тор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими организаци-ями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или режиссер, совершенствуя про-изведение, не вправе нарушить замысел автора, особенности его стиля и так далее. Вносимые ими в произведения должны согласовываться с автором.
К числу прав автора, закрепленных законом, относится право на вознагражде-ние за разрешение использовать произведение. Это - имущественное право.
Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой творческо-го труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора возможности реали-зовать право на вознаграждение. Осуществление данного права с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда установлена общественная по-лезность произведения.
Ставки авторского вознаграждения за использование произведений учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные критерии. При издании научного или художественного произведения вознаграждение выплачивают-ся, исходя из ставки за один авторский лист. Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные произведения - рассказ, эпиграмма, стихотворе-ние до 30 строк - оплачиваются аккордно, то есть за произведение в целом.
Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения (художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические, литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и так далее).
При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-художественного произ-ведение - в размере 60% от первого издания; четвертое - 40%; пятое - 30% и так далее.
При издании переработанного автором произведения авторское вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал оплачивается, как первое изда-ние - 100%, ранее опубликованный материал - в процентном исчислении с учетом по-рядкового номера издания.
Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, одновременно дополняя их совре-менными (например, возможностью получения автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража его произведения). Аналогичным в прин-ципе образом строится расчет авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Од-ни ставки применяются при оплате публичного произведения, созданного по заказу зрелищного предприятия, другие - публичного исполнения уже опубликованных про-изведений.
За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой постановки не-опубликованного произведения автору выплачивается единовременное вознагражде-ние. Кроме того, зрелищное предприятие, публично исполняющее произведение, вы-плачивает автору вознаграждение в виде определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. Публичное исполнение уже опубликован-ных произведений оплачивается в виде процентов от поспектакльных сборов.
Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки и искус-ства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право на автор-ство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право на воспроизведение и распростране-ние произведения, на авторское вознаграждение.
Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащее ав-тору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные, так и не-имущественные интересы.
Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое является личным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественные интересы. Ес-ли не указан один из соавторов, то он лишается авторского вознаграждения. Лицо, вы-давшее чужое произведение за свое, нарушает право на авторство и право на имя дей-ствительного автора, а также его право на авторское вознаграждение, В данном случае тесно переплетены личные и имущественные интересы автора.
Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например, искажение театром пье-сы при постановке может снизить посещаемость зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра. В свою очередь это приведет к уменьше-нию размера вознаграждения или прекращению его выплаты.
Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистом виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его имуществен-ный и неимущественный интересы.
Право на авторство, авторское имя и неприкосновенность произведения охра-няются бессрочно (ст. 137 Основ гражданского законодательства).
Основные способы защиты авторских прав. При нарушении личных неимуще-ственных прав автор может требовать восстановления нарушенного права путем вне-сения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным способом о до-пущенном нарушении.
Нарушение имущественных прав (ст. 500 ГК) может быть связано с нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности на объект, в ко-тором материализовано произведение (картина, рукопись, клавир и т. п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением авторского права.
Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора напи-сать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на себя обязатель-ства. Право на авторство, право на авторское имя, на неприкосновенность произведе-ния защищаются независимо от истечения срока исковой давности.
Органы защиты авторских прав. Судебный порядок защиты авторских прав наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство.
В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные не-имущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного харак-тера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые требования имуще-ственного характера – со взысканием авторского вознаграждения или убытков. Воз-можны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных интересов и имущественных прав.
Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затрагивает его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией произве-дения, а также при бездоговорном использования. В первом случае речь идет об опре-делении вознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдении порядка и сроков выплаты вознаграждения и т. д.; во втором — об отказе организации выплатить автору причитающийся ему гонорар.
Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялись Все-союзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создаю в 1973 году по инициативе творческих союзов, Академии наук СССР, Агентства печати «Новости» и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов и их правопреемни-ков, ВААП обеспечивало представительство, принимало необходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного права. ВААП вело дел; авторов в административных и судебных органах, выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.
Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров, нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органа государственного управления в сфере авторских отношений. Поэтому происходящие процессы ради-кального обновления существенно отразились на его деятельности. В настоящее время оно преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте РФ. РАИС является федеральным ведомством, разрабатывающим и осуществляющим государственную политику в сфере охраны авторских и смежных прав. РАИС отказалось от многих монопольных функций, сохранив за собой, в част-ности, функции содействия обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращение в суд и на заключение договоров об использовании ав-торских прав в РФ и за рубежом исключительно по поручениям авторов или иных правообладателей, а также получение и выплату авторского вознаграждения за пуб-личное использование (исполнение) некоторых произведений и авторского возна-граждения, поступающего из-за рубежа в валюте. РАИС вправе издавать инструкции и разъяснения по единообразному применению авторского права, обязательные для всех ведомств, организаций и иных пользователей произведений.
Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов.
Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими со-вершеннолетия либо признанными в установленном законом порядке недееспособны-ми или ограниченно дееспособными. Например, Надя Рушена, за свои 17 лет, создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15 выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник Ники Турбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и за рубежом широко известны имена других юных дарований.
Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права ав-торов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на практике. Са-ма эта возможность входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения науки, лите-ратуры и искусства, т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку фактические действия могут совершаться и недееспособными липами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспо-собности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими произве-дении являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять свои автор-ские права лишь с согласия попечителей (ст.16 ГК). Это означает, что автор, дееспо-собность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупо-треблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.
Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 15 до 18 лет, осуществляют спои авторские нрава совершенно самостоятельно (ст. 13 ГК). Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут самостоятельно осуществлять свои граж-данские права лишь с 18 лет, если только законом не указано иное. Наличие такого отступления вполне оправдано, так как в данном возрасте можно предполагать доста-точную зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми ими творческими результатами.
Авторские права юридических лиц.

Наряду с физическими липами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают юридиче-ские лица. Если последние являются правопреемниками создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения слу-жебного задания, авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Но всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем произ-водного авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но пе-решло к юридическому лицу по указанным в законе основаниям.
Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем первоначального авторского права, т. е. Приобретать права на произведение посредством своих соб-ственных действий, долгие годы оставался в советской науке авторского права спор-ным. Многие ученые, основываясь на тех положениях советского авторского законо-дательства, в соответствии с которым права на научные сборники, словари, энцикло-педические издания, журналы, кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали, что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произве-дений отдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали, что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального автор-ского права, что и находило прямое отражение в авторском законодательстве.
По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не мо-жет стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло юри-дическое лицо на создание произведения, само создание произведения является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством конкретных физических лиц, не-возможно. Правомерно лишь говорить об организационной деятельности юридическо-го лица, о создании им материальной базы для творчества физических лиц и т. д., од-нако указанные действия не являются основанием для признания за юридическим ли-цом первоначального авторского права. Поэтому с их точки зрения наделение некото-рых юридических лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные цели. Так, кон-струкция первоначального авторского права юридического лица способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия у обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала использование произве-дений. Данное объяснение представляется достаточно убедительным. Большой, а ино-гда и недостаточно определенный круг лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими в его создании, делают целесообразным при-знание обладателем авторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т. п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в действитель-ности его творцами являются конкретные физические лица. Однако такой юридиче-ский прием, являющийся своеобразной юридической фикцией, вполне оправдан по изложенным выше соображениям.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», однако, вообще отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых они созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражает действительное положение дел, но насколько он со-гласуется с потребностями практики, покажет будущее. Во всяком случае можно кон-статировать, что с точки зрения действующего авторского законодательства у таких составных произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов, периодические издания и т. п. вообще нет авторов, а авторами аудиовизуаль-ных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вклад в их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст. 11, 13 Закона). Практиче-ское значение данной проблемы во многом снимается благодаря тому, что исключи-тельные права на использование рассматриваемых произведений по-прежнему при-знаются за их издателями и изготовителями.

Иностранные авторы.

Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и ино-странцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объектив-ной форме, то охрана произведений иностранных авторов зависит от ряда закреплен-ных в законе условий. Прежде всего, признаются и охраняются авторские права ино-странцев на те их произведения, которые обнародованы на территории России, либо не обнародованы, но находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст.5 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое по-ложение иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положения российских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип, извест-ный авторскому законодательству многих стран и закрепленный важнейшими между-народными конвенциями.
Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объек-тивной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется в соответ-ствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной конвенции об авторском праве на территории России охраняются все произведения граждан стран—участниц Всемирной конвенции, а также любые произведения, впервые опубликован-ные на их территории. Важно лишь, чтобы они вышли в свет после 27 июля 1973г. —даты присоединения СССР к Всемирной конвенции.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее совет-скому авторскому законодательству не известное, в соответствии с которым произве-дение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Присоединение России к Бернской конвенции.

В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать участ-никами Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой по национальному законодательству охраны произведениям «уровню Бернской Конвенции».
Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило бы присоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993 года, некоторыми право-ведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способе возможного присоединения Рос-сии. В частности, один из них отмечал, что статья 18 Бернской Конвенции не содержит обязательства обеспечения охраны с обратной силой, и, поэтому не исключено, что Российская федерация при присоединении к Бернской Конвенции выразит именно такую точку зрения. Позднее этим же специалистом не раз высказывалось мнение о необходимости присоединения России к Конвенции без обратной силы, что «для Рос-сии, для российских организаций, использующих иностранные произведения» оказа-лось бы «наиболее выгодным и безболезненным, особенно в течение первых лет после присоединения».
13 марта 1995 года произошло долгожданное событие - Россия, наконец, стала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране литературных и художе-ственных произведений. При подаче дипломатической ноты о присоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что «действие Бернской Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации уже являются на ее территории общественным досто-янием».
В соответствии со статьей 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных пра-вах» произведение перестает охраняться, и переходит в общественное достояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, уже ранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет охрану неопубликованным произведениям ино-странных авторов, срок охраны истекает на момент опубликования этого произведе-ния в стране, не связанной с ней каким-либо соглашением об охране авторских прав.
Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопубликованных произведений.
Согласно статье 5 Закона «Об авторском праве и смежных правах», охрана по авторскому праву предоставляется неопубликованным произведениям иностранных авторов следующим образом:
- если они находятся в какой-либо объективной форме на территории России, то они охраняются по Российскому законодательству во всех случаях;
- если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, то получают охрану на основе международных договоров.
Что касается первой группы неопубликованных произведений, выделенной за-конодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранные произ-ведения, которые находятся на территории России, охраняются по Российскому автор-скому праву. Поскольку само произведение в определенной материальной форме находится на Российской территории, все противоправные действия в отношении это-го произведения (например, обнародование без согласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на ее территории, и, следовательно, попадают под Рос-сийскую юрисдикцию. Охрана, предоставленная такому произведению, носит услов-ный характер, так как она поставлена в зависимость от места последующего опублико-вания. В случае если публикация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться под охраной. Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произве-дение Российским авторским правом охраняться не будет вследствие истечения срока предоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России к Бернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произведение было впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утратило правовую охрану, Россия, со-гласно пункту 2 статьи 18 Бернской Конвенции, не обязана вновь ставить это произве-дение под охрану.
Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностранных авто-ров, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайне сложен. Рос-сийским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениям предоставляется лишь на основании международных договоров. Если предположить, что Закон адек-ватно отражает российскою практику охраны неопубликованных произведений ино-странцев, то все иностранные произведения, находящиеся в объективной форме за ру-бежом, независимо от того, были ли они обнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территории России с этой даты. И, следовательно, другие члены Бернского Союза могли бы выдвинуть справедливые возражения против участия Рос-сии в Бернской Конвенции без обратной силы.
Занятая российским законодателем позиция в отношении охраны иностранных неопубликованных произведений была подвергнута критике специалистами, которые указывали на то, что она служит источником возникновения множества проблем на практике. Например, будет ли охраняться произведение, один экземпляр которого находится за границей, а другой - на российской территории? Или, с какого момента подлежат охране созданные за рубежом произведения: с момента создания иди с мо-мента пересечения границы?
На последний вопрос практика, причем широко распространенная дает следу-ющий ответ: когда неопубликованное произведение иностранного автора попадает на территорию России, оно подлежит охране по российскому авторскому праву с момента его создания. И, хотя подход законодателя, отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478 Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ гражданского законодательства 1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения, находящиеся в материальной форме за пределам Россий-ской федерации, не охраняются по российскому законодательству.
В литературе отмечалось, что «неопубликованные произведения иностранных авторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться» в России как произведе-ния, «постоянно находящиеся в сфере общественного достояния», и, следовательно, подлежат охране наравне с произведениями, находящимися на ее территории.
Необходимо также отметить, что нередко при заключении двусторонних дого-воров охрана неопубликованных произведений вообще не оговаривалась, например, статья 2 Соглашения с Польшей об охране авторских прав гласит:
«Каждая договаривающаяся Сторона признает авторские права граждан и орга-низаций другой договаривающейся Стороны их правопреемников на произведения науки, литературы искусства, независимо от места их первого опубликования, а также авторские права граждан третьих стран и их правопреемников на произведения, впер-вые выпущенные в свет на территории Советского Союза или Польской Народной республики...». Из приведенной цитаты видно, что определяется судьбам лишь опуб-ликованных произведений. На мой взгляд, такая формулировка - это результат того, что не было необходимости предусматривать взаимных обязанностей по охране не-опубликованных произведений, так как произведения иностранных авторов и так под-лежали охране в обоих договаривающихся государствах.
Итак, российское (а до 25 декабря 1991 года советское) авторское право факти-чески охраняло, и охраняет любые неопубликованные произведения иностранных ав-торов с момента их создания. Но, если это произведение впервые публикуется не в России и не в стране, связанной с Россией международным договором, то такое произ-ведение становится в России общественным достоянием, так как ранее предоставлен-ный срок охраны истек. Именно поэтому Россия смогла присоединиться к Бернской Конвенции. Это означает, что в отношении граждан стран, участвующих и в Бернской, и во Всемирной Конвенции, в России будут охраняться только те произведения, кото-рые будут опубликованы после 26 мая 1973 года (дата присоединения СССР к Все-мирной Конвенции). Что касается граждан государств, участвующих только в Берн-ской Конвенции, то в России будут поставлены под охрану только те их произведения, которые впервые опубликованы в этих странах после 13 марта 1995 года.
В прессе высказывались различные оценки принятого решения о присоедине-нии без обратной силы. Одни специалисты целиком и полностью поддержала его, дру-гие же осуждая его, утверждали, что «по сути же оказалось, что к Бернской Конвенции Россия не присоединилась». Заинтересованные же лица - издатели, единодушно под-держивая присоединение к Бернской Конвенции, также разошлись в оценке порядка такого присоединения, крупные издатели, которые «присоединились к Берну в одно-стороннем порядке» еще в 1993 году либо удивлены таким подходом, либо полностью отвергают его, рассматривая решение правительства как «возведение воровства в гос-ударственную политику» и «легализацию пиратства». Высказывалось мнение, что присоединение России к Бернской Конвенции с обратной силой отвечало бы интере-сам российских издателей, так как им «выгодно покупать права и платить иностран-ным авторам», что позволит им «иметь возможность, продавать права на книги рос-сийских авторов».
Естественно, что крупным издательствам под силу выплачивать огромные го-норары за приобретение исключительных прав на распространение произведений ино-странных авторов на территории России. Это им действительно выгодно, так как их затраты окупятся через реализацию книжной продукции, в стоимость которой вклю-чаются и суммы авторских гонораров, и передача неисключительных прав на исполь-зование другим издательствам, в конечном итоге за счет Российских читателей. При-соединение с обратной силой к Конвенции, по мнению иных издателей, также не «позволило бы встать на ноги молодым издателям», не имеющим большого стартового капитала. На мой взгляд, это также прекратило бы приток в Россию множества произ-ведений зарубежной литературы, что, в конечном счете, отразилось бы как на развитии только появившееся книжной индустрии, так и на культурно-духовной сфере нашего общества.
Действительно, при принятии ответственных правовых решений, каким являет-ся решение о присоединении к Бернской Конвенции, необходимо исходить из интере-сов всего общества, а не отдельных его групп. Учитывая то, что нормы Конвенции действуют не в идеальных, а реальных условиях, должны приниматься во внимание и те экономические последствия, которые могло бы повлечь предоставление охраны произведениям, ранее считавшимся в России общественным достоянием.
Как было показано выше, критика присоединения без обратной силы носит в основном экономический характер. Вопрос о самой формулировке постановления не поднимался. Специалисты, несмотря на то, что в прессе и было отменено, что форму-лировка не ясна, ограничились лишь констатацией того, что она означает, что Россия присоединилась к Бернской Конвенции без обратной силы, думается, что необходимо рассмотреть постановление правительства именно с точки зрения данной им формули-ровки, которая допускает неоднозначность ее толкования.
Итак, постановление содержит указание на то, что произведениям, ставшим на территории российской федерации общественным настоянием не момент присоедине-ния к Бернской Конвенции, охрана вновь предоставлена не будет. Рассматривая обос-нование возможности присоединения России без обратной силы, нами приводилось положение статьи 28 Закона РФ «Об авторском праве смежных правах», согласно ко-торому причиной перехода произведения в общественное достояние служит истечение срока охраны. Однако статья 28 предусматривает и иную причину: перешедшими в общественное достояние также считаются произведения, охрана которым на террито-рии России никогда не предоставлялась. В формулировке, данной правительством, не указывается, по какой именно причине не будут охраняться произведения, ставшие на территории РФ общественным достоянием, хотя такой причиной является истечение сроков охраны. Нами было отмечено, что на законодательном уровне охрана предо-ставляется лишь тем иностранным неопубликованным произведениям, которые нахо-дятся на российской территории, хотя практика и иначе решает этот вопрос. Однако, именно то, что на практике охранялись, и охраняются все неопубликованные произве-дения иностранных авторов, позволило истолковать статью 18 Бернской Конвенции как не обязывающую, предоставлять охрану с обратной силой. Тем не менее, зарубеж-ные специалисты, не знакомые с российской практикой, могут провести анализ на за-конодательном уровне и сделать вывод, что Россия, присоединяясь к Конвенции, при-няла решение не охранять иностранные произведения, ставшие на ее территории об-щественным достоянием в силу того, что они никогда не охранялись. По такое реше-ние противоречило бы пункту 2 статьи 18 Конвенции, которой все причины неохраня-емости, кроме истечения срока охраны, безразличны. Если формулировка правитель-ства будет истолкована таким образом, это может послужить основанием возникнове-ния споров с другими членами Конвенции по поводу применения Бернской Конвен-ции.
142 Думается, что лучшим способом устранить имеющееся противоречие до присо-единения к Конвенции было бы привести действующее законодательство об авторском праве в соответствие с практикой, закрепив, что охрана по российскому законодатель-ству предоставляется всем иностранным неопубликованным произведениям, незави-симо от того, на территории какого государства они находятся. Это значительно упро-стило бы аргументацию принятого Россией решения о присоединении без обратной силы. Иначе эту проблему можно было бы решить, указав при подаче ноты, что дей-ствие Бернской Конвенции не будет распространяться на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России уже являются не ее территории обще-ственным достоянием вследствие истечения ранее предоставленного срока охраны. Сегодня же, на мой взгляд, единственный способ устранить всякую возможность воз-никновения спорной ситуации - дополнительно уведомить страны Союза о причинах, по которым иностранные произведения перешли в сферу общего достояния.




Тэги: интеллектуальная собственность, нормы и принципы авторского права, права авторов и их защита, охрана прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, авторское право юридических лиц, присоединение россии к бернской конвенции, всеобщая декларация об авторском праве



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4R3522

Я согласен с условиями использования сайта