Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
ВВЕДЕНИЕ 3

1.ЖИЗНЬ И ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ 4

2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПИТИРИМА СОРОКИНА 11
2.1.СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ 11
2.2.СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ П.СОРОКИНА 12
2.3. НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ П.СОРОКИНА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24


Введение

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыс-лить собственное научное наследие, определить будущее государства.
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в Рос-сии до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идео-логии и теории».
Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес общество-ведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов - все это от-части способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значи-тельной степени остается «белым пятном» в науке.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творче-ства этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российски-ми, и зарубежными исследователями.
1. Жизнь и этапы творческого пути

Питирим Александрович Сорокин – видный русско-американский со-циолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с.Турье Вологодской губернии. А.В. Липский и П.П. Кротов, в част-ности указывают: «… доподлинно узнать время появления на свет Питирима Сорокина – 20, 21 или 23 января – уже не представляется возможным. Одна-ко место рождения – село Турья, Яренского уезда – более не подлежит со-мнению» . Умер 10 февраля 1968 г. в США.
Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремеслен-ником и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из гильдий.
Питирим Сорокин рано осиротел. Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии. Немаловаж-ную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учитель Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме того, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, которая открывала своим выпуск-никам дорогу в светские высшие учебные заведения, оценив его незаурядные способности к науке. Липский и Кротов подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончании Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои жизненные планы – получение гимназического, а затем и высшего образования для занятий наукой» .
Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 - 1902 гг. на останках народнической идеологии.
Интересные факты для представления облика Сорокина-студента при-водят Липский и Кротов в своем очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий являлась нерегулярность посещения лекций. Он предпочитал само-стоятельно изучать первоисточники и монографии профессоров, читавших курсы, чем слушать то же самое в аудиториях. Достигавшаяся этим экономия времени позволяла вникать в предмет глубже и шире предписанного про-граммой. Так, например, 3 тома по теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он проштудировал за несколько дней вместо годичного кур-са по шесть академических часов в неделю. Недостаток лекционного общения с преподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах с ними, заслужив репутацию способного молодого ученого.» .
Будучи студентом Петербургского университета Сорокин ведет актив-ную научную и публицистическую деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и об-зоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот пери-од – пятисотстраничная монографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими положительными рецензиями ученых.
В 1919 году Сорокин основал социологический факультет, став пер-вым его профессором и деканом. В 1923 году он переезжает в США, где ра-ботает профессором в университете Миннесоты, а в 1929 г. его приглашают в Гарвардский университет.
Вообще, следует отметить, что Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации в США. Посещая церковь, публич-ные собрания, университетские лекции и много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный язык. Затем он объехал друзей в шта-тах Среднего запада, читая лекции и подыскивая работу. Уже летним семест-ром 1924 года, благодаря усилиям Росса и Ф.С. Шэпина, он приступает к чтению лекций в Миннисотском университете, сотрудничая при этом с уни-верситетами в Иллинойсе и Висконсене.
Интересные данные этого периода его жизни можно обнаружить в пе-реписке Питирима Сорокина с профессором Самюэлем Харпером (1882 – 1943) одним из первых американских специалистов по России, преподавате-лем русского языка в университете Чикаго, неофициальным советником ряда американских послов в Москве, автором многочисленных книг о России. Пи-тирим Александрович очень ценил его работы, статьи и книги, посвященные России: «… я должен честно признаться, что он представляет собой очень счастливое исключение из большого числа американцев, пишущих о России. Ваша характеристика спокойна, но совершенно адекватна. Будучи русским, выражаю Вам свою глубокую благодарность за такую правдивую информа-цию для американцев о моей стране». Переписка относится к 1923 – 1930 годам и включает шесть писем С. Харпера и 14 писем Сорокина.
С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глу-хой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Минни-соте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологиче-ской науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать. Благодаря достоинствам его трудов президент Гар-вардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество из-вестных и популярных ученых (Р. Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др.); факультет стал впоследствии цен-тром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на фа-культете до ухода на пенсию в 1959 году.
Когда в середине 30-х годов Сорокин аннонсирует новое направление исследований своей творческой лаборатории, Гарвардский университет вы-деляет четырехгодичный грант колоссальных по тем временам размеров в 10 тысяч долларов для осуществления его замыслов. На протяжении несколь-ких лет, привлекая к работе многих ученых, и учеников в качестве соавторов и для сбора эмпирического материала и для технической обработки источ-ников и специальной литературы, он создает свой главный труд «Социаль-ную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы зако-номерности циклической флуктуации европейской культуры в течение трех тысячелетий». Реакция на это академических кругов, которые и являлись ос-новными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной и Соро-кин обращается к «читающей Америке» и издает популярную адаптацию «Динамики» для массового читателя – книгу «Кризис нашего времени» (1941г.), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого. Также появляются не менее известные его книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.) В конце 1959 года Соро-кин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарвард-ского университета.
Творческую эволюцию воззрений П.Сорокина можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе (до 1922 г.) – русском – Сорокин создает позитивист-скую модель социологии, основанную на бихевиоризме. В этот период им написаны следующие работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Предмет и гра-ницы социологии» (1913) «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).
Второй этап (1922-1930) характеризуется продолжением идей первого периода. Сорокин разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые были изложены в кни-гах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). В конце этого периода он обращается к проблемам философии культуры, что нашло свое отражение в работе «Современные социологические теории» (1928).
Третий этап характеризуется кардинальным пересмотром своих взгля-дов. На переднем плане – проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы стало создание интегральной системы социологии культуры. 30-50-е годы – пик научного творчества Сорокина. Он пишет системное исследова-ние «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).
В этот период Сорокин пишет книгу за книгой: «Социальная филосо-фия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть люб-ви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социо-логии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959) и другие.
В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание по-четного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает основы тео-рии конвергенции в книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет автобио-графию «Дальняя дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966). Пере-издание его классических трудов в 60-е годы и появление двух сборников статей, посвященных ему (Allen.A. Pitirim Sorokin in Rewiew. Durham. N.Y., 1963; Tiryakian E. Sociological Theory Values, and Sociocultural Change, N.Y.,1963) привлекло к нему еще больше внимания.
Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина: каким он был в жизни, каким преподавателем, ученым и просто человеком. Обратимся к воспоминаниям современников и учеников.
Один из выпускников Гарварда вспоминал: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски «атак» на классную доску, зачастую разламывая при этом все мел-ки».
Роберт Мертон, его ученик, в своих воспоминаниях подчеркивает про-тиворечивость и цельность личности своего учителя. Сорокин отличался «научным нетерпением все охватить», острым критицизмом, и хотя «Соро-кин подходил к чужим работам со скептицизмом, рассматривая их с самых высоких общенаучных позиций», это не мешало ему «относится к аспирант-скому творчеству как к последнему слову в науке», и включать подготовлен-ные Мертоном «куски» текста для «Социокультурной динамики» прямо в свою книгу. По воспоминаниям Мертона, его семинары «походили скорее на лекции, чем на обычный процесс работы со студентами». «Вспышки гнева охватывали его в тех случаях, когда люди не оказывали ему должного ува-жения, в открытую не соглашались с его идеями или посягали на его автори-тет. Он не был очень общительным, но я никогда не испытывал дискомфорта в его присутствии. В целом он был очень хорошим человеком».
Последние два года были омрачены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года П.А. Сорокин скончался в своем доме на Клифф-стрит в Винче-стере. В том же году Американская ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии. Жена и двое сыновей Сер-гей и Петр, передали часть архива Сорокина в канадский университет про-винции Саскачеван, часть бумаг остались в Гарварде. Сыновья Сорокина пошли по стопам родителей, оба стали докторами наук. Петр – физик, Сер-гей – врач-микробиолог. В начале 1999 года Сергею посчастливилось побы-вать на родине отца, когда с докладом «Воспоминания о Питириме Соро-кине» он приехал на Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения ученого. Он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре и в селе Турья, где торжественно был открыт пер-вый в мире памятный знак с барельефом П.А. Сорокина. Этот год можно считать «возвращением», конечно, символическим, П. Сорокина и его насле-дия в Россию. Но сделать для этого предстоит еще очень много.


2.Основные положения социологических концепций Питирима Со-рокина
2.1.Становление теоретических воззрений

Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий таких русских ученых как Михайловский, Лавров, де Ро-берти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоев-ский и Жаков, Чернов, Кропоткин. Академик Л.И. Абалкин также рассмат-ривает творчество Питирима Сорокина «…через призму своеобразия тра-диций и преемственности российской школы как экономической мысли, так и обществоведения.» Масштабы России веками учили думать глобально, пер-спективно,… это заложено в корнях российской мысли. Посмотрите работы Кондратьева, Сорокина, Леонтьева, и вы узнаете этот макровзгляд. Здесь от-ложилось и то, что было уникально присуще России и, пожалуй, только ей, которая была и остается единственной великой евразийской страной, сочета-ющей ценности восточной культуры и западного рационализма…Это ее судьба и ее школа» .
Еще в России Сорокин познакомился с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, он был зна-ком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее – Зиммеля.
Необходимо учитывать также и ту социально-политическую обстанов-ку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсут-ствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюци-онных лет.
Все эти условия в совокупности не могли не оказать влияние на его ра-боты и труды русского периода, которые, как утверждает большинство ис-следователей наследия Сорокина, содержат в себе многие темы, версии и направления работ американского периода творчества ученого. Более того, А.Ю. Согомонов, И.А. Голосенко, В.В. Козловский, например, утверждают, что разделение всего творчества Сорокина на русский и американский пери-оды нецелесообразно и не вполне справедливо, так как «…его научное твор-чество едино, целостно, несмотря на сложные идейные метаморфозы, им пе-ренесенные».
Основанием для такой позиции является прежде всего видение струк-туры социологического знания Сорокина («смутный абрис социологической науки»), которое почти безо всяких изменений он сохранит на долгие годы.
2.2. Система социологии П.Сорокина

Структуру социологических знаний Сорокин описывает в 1 томе своей «Системы социологии» во 2-й главе обширного введения «Архитектоника социологии и ее основные отделы», а также рисует обобщенную схему . Однако, более лаконично, предметно и кратко, на мой взгляд, он описывает эту структуру в уникальной программе преподавания социологии (это была первая советская программа такого рода), составленная в 1919 году.
С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчело-веческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.
Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:
1) «… на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфо-логию), изучающую строение населения». Она делится на 2 подотдела: со-циальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явле-ния и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших соци-альных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о соци-альных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения» ;
2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и соци-альные процессы». Она делится на 3 части:
«…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факто-рах социальных процессов…
2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологиче-ские процессы, данные в среде любой социальной группы…
3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…
Эти три части «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т.е. учение о социальных процессах».
3)»… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних яв-лений» «… ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в от-личие от оценочной теории прогресса)
Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецепту-ры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жиз-ни… для наилучшего использования социально-психической энергии» .
Сорокин не только надолго сохранит это видение структуры социоло-гического знания, но также использует многие версии и наметки двухтомни-ка «Системы социологии» в своих работах американского периода. Интере-сен в этом смысле комментарий В.В. Сапова: «Система социологии» по за-мыслу автора должна была состоять «по меньшей мере», из восьми томов, из них опубликованы два тома». Структура социологического знания, в кни-ге, безусловно, есть, но вот структуру труда, состоящего из 8 томов, с рас-пределением информационных блоков по каждому тому, здесь не имеется. Если следовать логике Сорокина, который посвятил «первых тома двум подотделам социальной аналитики, то можно предположить, что на социаль-ную механику предполагалось написать 3 тома (по каждой из перечисленных выше частей), на социальную генетику, видимо, отводилось 2 тома, потому как круг поднимаемых вопросов, которые призвана решать, по Сорокину, социальная генетика, очень широк, а этого автора отличает подробное и об-стоятельное изложение материала и 8 том, вероятно, планировался для из-ложения «рецептов» «социальной политики». Подтверждения этой моей ги-потезе найти не удалось.
Интерес представляют дальнейшие выводы В.В. Сапова: «Основные идеи третьего тома «Системы социологии» изложены П.А. Сорокиным в «Общедоступном учебнике социологии». Как сильно «разросшиеся» части третьего тома можно рассматривать книги Сорокина «Голод как фактор» (Пг., 1921г., сохранилось 17 печатных листов этого уничтоженного совет-ской цензурой труда) и «The Sociology of Revolution» (1925). И еще две кни-ги можно рассматривать как продолжение «Системы социологии»: «Social Mobility» (1927), и «Contemporery Sociological Theory» (1928), и, тем не ме-нее, задуманный Сорокиным грандиозный «синтез» не был завершен. В кон-це 20-х годов произошла идейная переориентация Сорокина. Свои прежние воззрения он отнес теперь к умеренной форме «русского бихевиоризма» ( Russion Sociology in 20 Century, 1927). Это и явилось основной причиной, в силу которой «Система социологии» в целом не была завершена».

2.3. Научные концепции П.Сорокина

Прежде всего, необходимо представить, как обозначаются разными со-циологами направления, теории и концепции разностороннего учения П.А. Сорокина. Это «концепции социальных нарушений», «социология револю-ций», «аграрная социология», «теория конвергенции», «теория социокуль-турной динамики», «теория социальной стратификации и мобильности», «интегрализм», «концепция истории теоретической социологии», «теории цикличности», «концепция смены мировых цивилизаций» и т.д. Названий бесконечно много и нет смысла все их здесь перечислять, необходимо выде-лить самые значительные и своеобразные теории. Такую попытку предпри-нял профессор МГУ В.П. Култыгин. По его мнению, П. Сорокин создал как минимум четыре совершенно уникальных и эпохальных научных парадиг-мы: работы по социологии экстремальных ситуаций, интегративный подход, приведший к появлению теории социальной стратификации, к теории мо-бильности; социальная и культурная динамика; теория социальной любви и творческого альтруизма. Взяв ее частично за основу, опуская критические замечания, считаю необходимым определить следующие этапы рассмотрения научной деятельности П.А. Сорокина:
- Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества.
- Теория истории и социокультурной динамики.
- Интегрализм - парадигмальная основа мировоззрения ученого.
- Теория социальной любви и творческого альтруизма.
Стержнем созданной им концепции социальных нарушений являются войны и революции. Следует вкратце охарактеризовать эту концепцию.
В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциа-цию социальных нарушений. Он выделяет 5 классов нарушений:
• политические нарушения, способные вызвать изменение существу-ющего политического режима или строя;
• социоэкономические нарушения направленные на модификацию со-циального и экономического порядка;
• национальные и сепаратистские нарушения, направленные на до-стижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;
• религиозные нарушения – дезорганизация, раскол церковной жиз-ни, конфликты разных конфессий и т.п.;
• «смешанный тип» нарушений, без единого лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации».

Первым критерием дифференциации Сорокин определяет социумный уровень и выделяет в этом отношении нарушения, могущие иметь место на персональном, групповом (институциональном) уровнях и на уровне супер-системы. Последние два вида усложняются, передаются от группы к группе, «наслаиваются» друг на друга в жизни групп, институтов, обществ и их си-стем.
Вторым критерием является степень опасности нарушений для целост-ности социального порядка. Здесь выделяются совсем не опасные (напри-мер, несоблюдение водителями машин правил уличного движения) и нару-шения, грозящие разрушением порядка (бунт, волнения, революции и пр.) Нарушения второго вида надолго остаются в исторической памяти, это «на-иважнейшие» нарушения.
Третьим критерием дифференциации Сорокин определяет историче-ское время существования групп и институтов. В зависимости от этого он выделяет две группы нарушений: напоминающие «болезни роста» бурно развивающегося молодого организма или «недомогания» старческого.
Однако, Сорокин не останавливается лишь на классификации наруше-ний и критикуя множественные и разнообразные определения социальных нарушений исследователей и историков, предлагает не «передавать эмоции в словах», а попытаться «измерить социальные штормы».
Он опирается на «индикаторы социальных нарушений», которые со-бирались им за внушительный промежуток времени – с 60 века до н.э. до 20 века н.э.(т.е. охватывали античную цивилизацию Древней Греции, Рима, Ви-зантии и европейскую цивилизацию с 6 века н.э.). По четырехаспектной схе-ме делались замеры нарушений и сводились в общие списки, таблицы, гра-фики и диаграммы; использовались фактические данные, собранные в много-томной Британской энциклопедии, в исторических хрониках, научных исто-риографических изысканиях. Всю эту информацию Сорокин очень интерес-но оформил: разбил «горизонталь» на «отдельные исторические единицы в лице национальных государств»: Англию, Францию, Италию, Испанию, Ни-дерланды, Россию и две пары Германию-Австрию, Польшу-Литву. «верти-каль» разбил на временные отрезки по 25 и 100 лет. Таким образом, все эти сведения раскрывали увеличение и уменьшение («флуктуацию») социальных нарушений «по горизонтали» - от страны к стране, от цивилизации к цивили-зации, «по вертикали»- от периода к периоду.
Этот массив информации собирался и предварительно обрабатывался многими людьми: специалистами по военной социологии, по праву, культу-рологами и т.д., в основном из ученых русского зарубежья.
Безусловно, по объему данных этот анализ беспрецедентен.
Пытаясь определить причину появления процессов социальных нару-шений, он приводит «гипотезу транзита». Суть ее такова. «Гипотеза транзи-та» раскрывает происхождение флуктуации и пики роста социальных нару-шений. Внутренние социальные нарушения есть одна из форм имманентной борьбы «интегральных», «неинтегральных» и «полуинтегральных» элемен-тов за очередное лидерство в обществе и культуре. Центральная причина появления социальных нарушений в неизбежном имманентном изменении любой социокультурной системы, когда ее доминирующие формы, достиг-нув предела своих потенциальных возможностей, «лимита» начинают кло-ниться к упадку, а идущие им на смену формы еще только складываются.
Исходным условием «извержения» социальных нарушений Сорокин считал «неустроенность» социальной или культурной или обеих вместе си-стем, однако, определяющую роль в его построениях оставалась за значимо-стью ценностей и их систем, т.е. за культурной системой. «Неустроенность определялась им как расшатанность, несовместимость, некристаллизован-ность» либо как главных и духовных ценностей, так и социальных отноше-ний, либо только главных духовных ценностей. Когда какая-либо социо-культурная система вырабатывает свой предел прочности, она ясно начинает демонстрировать признаки дезинтеграции и входит в стадию транзита, кото-рая характеризуется бурным ростом социальных нарушений, приближаю-щим пик социальных нарушений, который может быть острым и не очень острым, в зависимости от того, насколько «стихийное протекание «транзита» можно сделать более управляемым и целесообразным.
Сорокин приходит к выводу, что войны и революции имеют одинако-вую сущность, они лишь проявляют себя на разных уровнях: революция – следствие дезинтеграции общей системы ценностей какого-либо общества (внутренний процесс), война – следствие дезинтеграционных процессов в от-ношениях каких-либо двух или более обществ (внешний процесс для каждо-го из них). Кроме того, «Характерно, что война стимулирует революцию, и наоборот.» .
В отношении рассматриваемых Сорокиным проблем исторического процесса и социокультурных перемен, интересна его статья «Обзор цикличе-ских концепций социально-исторического процесса» (1927), которую, сов-местно с работой «Социальная и культурная мобильность» (1927), можно назвать предтечей, целеполагательным этапом работы над «Социальной и культурной динамикой».
В этой статье Сорокин привлекает внимание своих читателей к «…иной, цикличной концепции социальных перемен и исторического про-цесса», забытой социологами второй половины XIX века, несмотря на ее «солидный возраст». Исторический обзор этих теорий, проходящих через всю историю социальной мысли, он начинает с древней астрологии, древней мысли Индии, Персии, даосизма в Китае, концепций древней Греции (теория истории Платона, идеи Сенеки, Фукидида, Плутарха, Геродота и пр.). Кроме того, он подчеркивает, что, например, среди греческих и римских авторов идея цикличной концепции исторического процесса была довольно обычной, в то время как линейная практически отсутствовала. После небольшого «за-стоя» в средние века, циклическая концепция возрождается в трудах Макиа-велли, Кампанеллы и Вико. В XVIII в. не находит ничего интересного в этом смысле, и переходит сразу к теориям XIX и XX веков, подводя эти теории в рамки следующих видов: вечно повторяющиеся идентичные циклы; линей-ные или спиральные циклы, стремящиеся к определенной цели, которые мо-гут быть как периодичными, так и непериодичными с определенной направ-ленностью (прогрессивной или регрессивной); циклы и ритмы, которые не-идентичны и не стремятся к определенной цели и могут быть периодичными и непериодичными. Свои собственные теории циклов революции, «ритмов увеличения и уменьшения государственного вмешательства», а также «цик-лов в жизни догмы, веры или идеологии» он относит к непериодичным цик-лам.
В заключении статьи он приводит несколько заявлений, по сути явля-ющимися постановкой проблемы дальнейшего «достоверного обобщения», поиска реального социологического знания, подтвержденного фактическим материалом, что, собственно, он и воплощает в «Социальной и культурной динамике».
Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются Сорокиным также в книге «Социальная и культурная мобиль-ность».
Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В нем впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.
Барри В.Джонстон упоминает: «В первых трех томах «Социальной и культурной динамики» Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках, искусстве, философии, религии, войнах, революциях, праве и других важных общественных институтах за период более 2500 лет». Представление о вводном разделе первого тома и о содержании четвертого находим у А.Ю.Согомонова . Основные идеи четырехтомника таковы.
Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных ком-бинаций, так как все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого ряда факторов.
Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг центральных ценности или принципа, которые придают им порядок и един-ство. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода. «Суть этого метода … нахождение центрального принципа (смысла), который про-питывает все составные части (какой-либо культуры), придает смысл и зна-чение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегриро-ванных фрагментов» .
Сорокин выделил три типа культуры. Две чистые их формы- идеацио-нальная и чувственная, третью – смесь обеих, он называл идеалистичной. В книге «Социальная и культурная динамика» Сорокин исследует «культуру» - понятие более широкое, чем «общество» и включающее его в себя. Основ-ное понятие, которым при этом пользуется Сорокин, - понятие «социокуль-турной системы» (суперсистемы).
Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социаль-ной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценно-стей и типом личности.
Для полноты картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Его схема исторического пере-мещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются госу-дарства Азии и Африки, в течение последних 5 – 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в «Америки, Азию и Африку». .
Концепция интегрализма Сорокина представляет собой сложную си-стему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, инте-грального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. Эта философия «…рассматривает всю действительность как бесконечное Х бес-конечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей».
Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и раци-онально мыслящим и деятельным…», «…он также является сверхсознатель-ным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего ин-тенсивного творчества». Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религи-ях.
Общество для Сорокина – результат объединенного действия миллио-нов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».
Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, кото-рая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в кор-пус науки.
Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что при-ходится ограничивать границы исследования рамками названных теоретиче-ских направлений.
111




Тэги: Социология П. А. Сорокина, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПИТИРИМА СОРОКИНА, СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ, СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ П.СОРОКИНА, НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ П.СОРОКИНА



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4S3574

Я согласен с условиями использования сайта