Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
Введение……………………………………………………………………………стр.3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма…………………………...……………................стр.4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества…….стр.8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………..………………………………….стр.10
Заключение………………………………………………………………………..стр.11
Список используемой литературы………………...…………………………….стр.12


Введение

Классический тип научности в социологии, по мнению одного из крупнейших историков социологии Ю.Н. Давыдова, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор социологической теории религии готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Ветхий завет и Талмуд. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. С юных лет и до конца своей жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности. «Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании»
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.


1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

Наиболее четно принципы классического типа научности были сформированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1885г.) Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:
1) социальные факты внешни для индивидов;
2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
3) устанавливаемые между двумя и множеством социальных фактов отношения причинности помогают формировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевывать от всех врожденных идей». Это означает, что:
1) социология прежде всего должна порвать со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
2) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании предмета (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:
1) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
2) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивид.
При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял установить соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены три уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действия, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социального метода, по Дюркгейму.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование еще одним, определив социологию как «науку об институтах, их генезисе функционировании».
В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:
1) социологию религии;
2) социологию морали;
3) юридическую социологию;
4) экономическую социологию;
5) лингвистическую социологию;
6) эстетическую социологию.
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавлива6ет наиболее общие законы; это философская сторона науки.
Эмиль Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Для понимания дюркгейского «социологизма» необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм».
Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих социальных положениях.
1) Социологическая реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2) Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.
3) Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономности социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения, значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1) Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой «асоциальные факты нужно рассматривать как вещи»
2) Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологически1й принцип, согласно которой социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3) Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социальный способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя.



2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

Центральным в научном творчестве Дюрккгейма, как и всей французской школы, является проблема социальная солидарность.
По существу солидарность для него – синоним общественного состояния.
Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга – обоснования «солидаризующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значение исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства – основная функция религиозных верований и действий.
Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются не движущей силой истинного развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они – признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.
Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:
1) механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество);
2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).
Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в котором действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.
Доказывая нормальный характер солидарности в обществе и «аномальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или врождения) «механической солидарности» в тоталитарных обществах.
Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей . Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они поддерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине». Сегодня, как и во все времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально.
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.
Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:
- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы);
- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации
человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);
- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц.
структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, структурно-деятельностная социология П.Штомпки).




Заключение

Эмиль Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмете преподавания. Влияние его идей присутствуют в самых различных отраслях социального знания, от общей социальной теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социальные теории ХХ в. так или иначе соотносились с теорией дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
Вслед за Контом, Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом. Труды самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как науки.
87




Тэги: Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма, Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества, Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 6T4686

Я согласен с условиями использования сайта