Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности. 3
2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности. 7
3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов? Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки? 11
Список используемой литературы. 13


1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности.
Материализм (лат. materialis - вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее со-бой научное углубление и развитие теории зрелости материализма. Фи-лософский материализм утверждает первичность материального и вто-ричность духовного, идеального, что означает извечность, не сотворен-ность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая зна-ние продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая о познаваемости природы. В истории фило-софии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершен-ствованию научных методов, что в свою очередь, оказывало благо-творное влияние на успехи человеческой практики, на развитие произ-водительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специ-альных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материалистов появились вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китае и Греции – за не-сколько веков до н.э. – в связи с прогрессом в области астрономии, ма-тематики и другими естественнонаучными знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период называ-ют досократовским, а философов – досократиками.Исходной точкой развития античной философии был философский материализм к нему относится Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит при различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Материализм в античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм состоит в признании ма-териальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслу-гой древних материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, ко-торые в последствии привели к возникновению идеализма. Раскол на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти противоречия, превратились во второй половине 5 в до н.э. и в первой половине 4 в. до н.э. в проти-воположность материализма и идеализма.
Фалес (ок. 625 – ок. 547 г.г. до н.э.) сочетал разностороннюю практи-ческую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и ми-ровоздания. Ученик вавилонских жрецов, занимавшихся астрономией, он сам сделал ряд открытий. Ему принадлежит год на 365 дней, и опре-делил продолжительность в 30 дней, составил календарь. Имеются сви-детельства практических достижений Фалеса: он был строителем мо-стов , изобретателем военных технических усовершенствований, гидро-техником, создателем гидравлических часов.
Учение Фалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, веще-ственной первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь, уже содержало в себе диалектическое миро-понимание. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.
Анаксимандр (ок. 10 – после 547 г. до н.э.). первоначалом он полагал первовещество, которое назвал «апейрон», т.е. неопределенное (беспре-дельное, бесконечное). «… у него (беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и сам пра-вит» . таким образом, первый в качестве первоначала выступило веще-ство не в его чувственно воспринимаемой форме., а как не дифференци-руемое в своих качествах, как вещество вообще, а природе свойственна стихийная диалектика бесконечного (апейрон).
Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 г.г. до н.э.), который материальным пер-воначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксиме-на приобрела идея о влиянии количественной степени плотности на ка-чества вещей: различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ. Так, разрежа-ясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, затем – облаками, во-дой, землей, камнями. Души людей так же родственны воздуху. Управ-ление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силы Анакси-меном отвергалось.
Гераклит Эфесский (ок. 520 – 460 гг. до н.э.). В основу всего суще-ствующего Гераклит вещественной первоначало - огонь, оно же пред-ставляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса. Выбор огня в качестве первоначала у Гераклита был не случаен: мир или природа, согласно Гераклиту, находится в процессе непрерывных изменений, а из всего, что есть в природе, наиболее способен к измене-ниям, наиболее подвижен именной огонь.
Эмпедокл считал элементами материи («корнями всего сущего»)четыре первовещества – землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами – любовь (силу притяжения ) и вражду (силу отталкивания). Когда лю-бовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый, образуя единый бескаче-ственный шар. При преобладании вражды элементы все более разъеди-няются, и в конечном итоге мир распадается. Мир Эмпидокла пред-ставляет собой то полное единство, то бессвязную множественность , и это чередование происходит до бесконечности.
Анаксагор был сторонником атомизма и придерживался учения о не-разрушимых элементах (атомах). Однако количество их он считал бес-конечным и бесконечно делимым (а бесконечные множества, могут быть не только конечной , но и бесконечно малой).
Анаксагор был первым ученым, дающим правильное объяснение сол-нечных и лунных затмений.
Левкипп и Демокрит из Абдеры (ок. 460 – 370 до н.э.) сформировал-ся атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Основной принцип философии Демокрита состоит в гипотезе о существовании не-делимых частиц вещества (греческое слово «атомос» означает «недели-мый»), который и выступает в качестве первоначала всего сущего. Ато-мистическая ситема Демокрита основана на принципе всеобщего детер-минизма. Все в природе взаимосвязано, закон причинной связи прони-зывает от начала до конца все устройство мира. Все подчинено без-условной, абсолютной связи причин и следствий. В мире нет случайных предметов и явлений.

2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности.
Идеализм – философское направление, противоположное материализ-му. Идеализм рассматривает создание в отрыве от природы, в силу чего неизбежного мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму по-следовательный индетерминизм противопоставляет телеологическую теорию. Развитие теоретического мышления приводит к тому, что воз-можность индетерминизма – отрыв понятий от их объектов – дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становиться дей-ствительностью только в условиях классового общества, где индетер-минизм возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным кор-ням индетерминизм, выступает в качестве мировоззрения консерватив-ных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. Все разновидности индетерминизма подразделяются на две группы:
Объективный индетерминизм, принимающий за основу действительно-сти личностный или безличный дух, некое сверхиндивидуальное позна-ние.
Субъективный индетерминизм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.
Однако различия субъективным и объективным индетерминизмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат эле-менты субъективного индетерминизма; с другой стороны, субъективные идеалисты, нередко переходят на позиции объективного индетерминиз-ма. В лице Сократа, Пифагора и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. Колебавшийся между материализмом и идеа-лизмом Аристотель также излагал свои идей в полемике с предшеству-ющими и современными ему учения.
Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ объективный идеалист. Смысл его философского учения состоит в признании действия родовых сущностей в окружаю-щей действительности, реальности универсального разума, разума во-обще.
Основным для Сократа было стремление к непосредственному созерца-нию закономерностей природы и жизни, высвобождению философии от мистицизма. Он признавал роль общего разума в практических целях – для объяснения наглядно видимой целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.
Нравственные позиции Сократа были далеки от старинного благоче-стия. Он считал, что добродетель есть знание или мудрость, что знаю-щий доброе обязательно и поступит по-доброму,, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро или творит зло в целях конечного торжества добра.
В области политики он критиковал все формы правления – монархию, тиранию, аристократию, плутократию, и демократию и демократию. Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в философии Плато-на.
Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) его учение следует, что лишь мир идей представляет собой истинное бытие. Платон полагал, что мир чувствительных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, движутся и изменяются , в них нет ничего устойчивого, а значит, и истинного.
Согласно Платону, одного лишь существования «идей» недостаточно для объяснения существования вещей чувственного воспринимаемого мира. Поскольку вещи преходящи, изменчивы, то они должны быть обусловлены не только «бытием», но и «небытием». Это «небытие» Платон отождествлял с материей, которая, по его убеждению, обладает неким несовершенным, ущербным бытием. Под воздействием «идей» материя как бы преобразуется в множество чувственных вещей. Учение Платона есть объективный идеализм, так как в нем утверждается пер-вичность духовных «идей» и вторичность вещей окружающего нас ми-ра: ведь все, что есть у реальных вещей от бытия и качеств, дают им «»идеи» как их причины и образцы.
Область «идей» образует по Платону, сложную систему, подобную пи-рамиде, на вершине которой находится «идея» блага. Теория познания Платона была направлена против теории античных материалистов. Главное в ней - отрицание роли ощущений как источника знания, про-тивопоставление теоретического мышления и интуиции чувственному восприятию действительности. Большое внимание уделяется Платоном анализу, общественной жизни, теоретическим и практическим вопросом общественного устройства, государства и восприятия. Платон противо-поставляет существующим несовершенным формам государственного общежития свою концепцию идеального государства.
Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.), известный не только, как философ, но и математик. Он считал, что все есть «число». Даже человеческое счастье достигается знанием чисел. Начало всего учил он, единица. Из единицы исходят другие числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигур, а из них чувственной восприятие тела. В философском учении Пифагора важно выделить три момента:
1. ответ на вопрос о первоначале всего сущего связывался не с материальной, а с идеальной субстанцией, с идеей числа: «все есть число».
2. идеалистическая философия Пифагора сочеталась с ясно выра-женными религиозными представлениями.
3. идеалистические и религиозные идеи сочетались у Пифагора с антидемократическими, аристократическими установками.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) как мыслитель объединил и системати-зировал весь философский опыт Греции. В своих философских взглядах Аристотель стремился обобщить развитие материалистической и идеали-стической мысли, и у него материализм часто брал верх над идеализмом.. общий опыт предшествующего развития наук, Аристотель пытался по-строить единую систему наук, разработав для этого их классификацию.. согласно Аристотелю, все науки занимаются исследованием бытия и делят-ся на теоретические и практические и творческие.
Объективное существование мира для Аристотеля несомненно. материаль-ный мир для своего объединения не нуждается в вымышленным Платоном мира «идей». Для объяснения того, как и почему этот мир существует, Аристотель выделяет четыре причины:
1. формальная причина – сущность бытия, в силу которой вещи каждого определенного рода таковы, каковы они есть. Эти родовые сущности суть «формы»;
2. материальная причина – субстрат, т.е. то, из чего что-либо состоит как из материала;
3. движущая действующая причина, источник, начало движения;
4. целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется.
Хотя Аристотель и называл материю одной из причин бытия, однако в ма-терии он видел только пассивное начало (рассматривал материю лишь как субстрат она бескачественна и неопределенна, лишена всех свойств). Всю активность Аристотель приписывал остальным трем причинам.

3. Изложите учения о первоначале в философии антич-ных атомистов? Какое значение имело это учение в исто-рии развития философии и науки?
Атомы рассматривались как последние неделимые, предельно малые частицы, несотворимые и неуничтожимые. Различие в числе, и весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считалось причиной всего многообразия качеств в мире. Представителями антич-ной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит, Эпикура, Лу-креция.
Одним из влиятельных учений этого времени был атомистический ма-териализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практически все области знания этого того времени – философию, математику, астрономию, политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие - это пустота, а бытие – это атомы. Атомы – неделимые, не разрезаемые «на части» мельчайшие частицы, их нельзя воспринять нашими чув-ствами, но можно представить умозрительно. Атомы различаются по форме и положению. Их важнейшим свойством является постоянной движение. благодаря движению атомов в пустоте, их разъединению и соединению возникают, развиваются и гибнут все вещи и даже миры, рождается и все сложное: вода, огонь, воздух, земля. Из атомов состоит человеческая душа. Их специфика в том, что атомы особого рода – очень мелкие и подвижные. Атомы, образующие душу, рождаются вме-сте с человеческим телом и умирают вместе с ним, рассеиваясь в пусто-те. Человек отличается от животных лишь особым соотношением ато-мов души и тела.
Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они такде состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.
Своеобразное учение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее о существований, форм человеческого позна-ния – чувственного и рассудочного. Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.
Таким образом Демокрит впервые в истории античной философии раз-работал учение о познании, двух его основных формах.
Вместе с тем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемого им материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком был упрощенный, чисто количествен-ный, механический подход к пониманию устройства мира.
Многие считали Демокрита лучшим из философов живших до Сократа. Для этого действительно были основания.
1. именно Демокрит успешнее других античных философов в своих про-изведениях решил вопрос о первооснове мира.
2. он узнал на какое важнейшее универсальное свойство мира, как движе-ние, изменение, развитие, связывая это свойство с атомами.
3. он обнаружил стремление к атеизму, обосновывая мысль о смертности богов, которые, как и люди, состоят из атомов.
Философские учения Демокрита сыграли свою положительную роль в ис-тории античной философии, укрепилось качественно новое направление – философский идеализм.
Философское учение об атомообразном строении мира и атоме, как пре-дельной, далее неделимой элементарной частице продержалось вплоть до конца 19 века атом считался дискретной и неизменной сущности материи, «первичных кирпичиков» мировоздания. И только открытие в 1897 г. Джозефом Томсоном электрона показало сложную структуру самого ато-ма. Поэтому современная философия признает многообразие молекул, атомов, элементарных частиц, и других микрообъектов в структуре мате-рии (основы всего живого), их неисчерпаемую сложность, способность к превращениям из одних форм в другие. В существовании различных дис-кретных микрообъектов с уменьшением пространственных масштабов, что качественно меняет формы структурной организации материи, ее свойства, связи между элементами в микросистемах, законы движения. И материя теперь считается не только дискретной, но и также непрерывной.




Тэги: проблема первоначала у представителей материализма в античности, проблема первоначала у представителей идеализма в античности, учения о первоначале в философии античных атомистов



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4S3555

Я согласен с условиями использования сайта