Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
ВВЕДЕНИЕ. 3
СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 4
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ. 7
НЕОФРЕЙДИЗМ В ПОИСКАХ НОВОГО ГУМАНИЗМА. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Введение.
Проблема человека является одной из самых важных для всей фило-софии. Место, роль, социальная интеграция человека в обществе, как предмет изучения был актуален во все времена.
В начале XX века, в связи с усугублением политической ситуации проблема человека и его бытия приобрела наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков. Это была реакция на предчувствие, а потом на последующее наступление страшных потрясе-ний, затронувших все человечество, время, когда потерпели крушение по-пытки строительства “новой” жизни, основанные на рационалистических принципах. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия, овладев законами которого, человек мог “как высшее су-щество преобразовать мир по своему усмотрению. Поэтому стали возни-кать философские концепции, в которых акцент делается на бытии прежде всего как человеческом существовании с уклоном на абстрагирование ин-дивида от общества – экзистенциализм.
Наряду с экзистенциализмом возникают новые концепции, которые направлены на изучение мотивации человека на совершение тех или иных поступков. Введение в эту проблему параметров не только физической, но и душевной жизни человека открывает в философии понятие психоанали-за.
С продвижением идей коммуникации возникает неофрейдизм, отри-цающий роль бессознательного в мотивации человека. Неофрейдизм ис-толковывает психические нормы как приспособление личности к социаль-ной среде.


Сущность и существование человека как проблема экзи-стенциальной философии.
Экзистенциализм (от лат. еxsistentia – существование), или филосо-фия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии. Она характеризуется антисциентистской направлен-ностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей со-здает как бы свое учение. Каждый из философов-экзистенциалистов кон-центрирует внимание на какой-то реальной стороне человеческих отноше-ний и дает их убедительный социально-психологический анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из характеристик этих отношений, он оставляет в стороне другие, считая их производными от нее, и создает при этом довольно сложные философские конструкции.
Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859 – 1938), изменяя его в соответствии со своей концепцией. Для Гуссерля важно было найти достоверное основание, исходя из кото-рого, можно было создать философию как строгую науку, которая бы служила фундаментом для всех остальных наук и всей человеческой куль-туры. Главное в его методе – непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе переживания этой вещи.
Этот метод называется еще методом интенционального анализа. Ин-тенция означает направленность сознания на какой-либо предмет. Созна-ние есть всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредметных переживаний не существует.
Ученик и последователь Гуссерля, от которого он отходил все даль-ше, Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) средством описания и толкования бытия берет не категории объективной науки, а субъективные категории – экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия. Основной экзистен-циал Хайдеггера «бытие-в-мире» говорит о том, что бытие человека и мир неотделимы друг от друга.
Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религи-озный. Но это деление достаточно условное, так как все представители этих направлений сосредотачивают внимание на общих для них экзистен-циальных проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека вообще, а каждой личности.
Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от об-щества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как пре-вращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довле-ющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку гос-ударства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.д.
Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные пере-живания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одино-чества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку.
Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его волнуют во-просы: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место че-ловека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Человек пытает-ся осмыслить бытие. По Хайдеггеру, для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Че-ловек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для че-ловека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокуп-ном целом, во всем мироздании. Поскольку конечную основу человеческо-го бытия составляет его временность, преходящность, конечность, по-стольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисуществен-нейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализирова-лось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как “вечного присутствия”.
Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно выражают протест против массовой, бульварной культуры. Тем не менее, характер-но, что, выступая против массовой культуры, сам экзистенциализм стал в последствии модой и элементом той же самой массовой культуры.

Природа и сущность человека в классическом психоанализе.

Человеческая психика – это очень сложное и многогранное явление. С древних времён философы пытались проникнуть в её глубины. Счита-лось, что основой психики является сознание. Именно оно определяло же-лания, мотивацию поступков человека. Но ещё древние философы пыта-лись объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений?
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть пси-хотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диа-гностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в пси-хологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и ос-нов человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предполо-жении, что известный комплекс патологических представлений, в особен-ности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексу-альных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину за-бывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") мож-но было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессозна-тельных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремле-ний, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфлик-тов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессо-знательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом
З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде мо-дели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) /примитивная инстанция, принцип удо-вольствия /, Я (эго) /принцип реальности, самосохранение, контроль над инстинктами Ид/, сверх-Я (супер-эго) /высшая инстанция, моральные и религиозные чувства, продукт влияния извне/.
Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "за-щитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублима-ции, замещения, проэкции и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.
Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два ин-стинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван – либидо. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тя-готение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, ко-торая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе чело-века биологического побуждения.
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознава-емые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговор-ки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено.
Таким образом, возникнув в рамках психиатрии, как своеобразный подход к лечению неврозов методами «катарсиса» или самоочищения, психоанализ постепенно завоевал популярность в широких медицинских кругах, у Фрейда появились т. наз. ученики. Однако в скорости некоторые из них «отпочковывались» от основного стержня учения, основывая но-вые психоаналитические течения, объединяемые в истории психологии общим термином – «неофрейдизм».


Неофрейдизм в поисках нового гуманизма.

Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно аме-риканских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографиче-ской теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защит-ных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм откло-няет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между соци-альными и психическими структурами.
Итак, как уже было сказано в конце 30-х годов возникает неофрей-дизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толко-вании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально прису-щие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стрем-лении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как че-ловек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для инди-вида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источ-ник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденци-ям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеа-лов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма от-носятся: Карл Густав Юнг (1875--1961), Альфред Адлер (1870—1937), Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.
Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, бу-дучи первоначально сформулированными основоположником психоана-лиза, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный харак-тер. Более того, многие теоретические положения классического психо-анализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципи-альной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Од-нако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию при-роды различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных мо-ментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутрен-него мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в ос-нову учения современных неофрейдистов.



Заключение.

"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгады-вать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский. Разгадал ли кто-либо из людей эту тайну? Думаю, нет. Проблема человека устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех, кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: кто я? для чего живу? для чего существует весь человеческий род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе, уходя в неведении в мир иной - в мир, где божественное озарение, прояснив наш разум, разрешит все проблемы. Но тех, кто ухо-дит в неведении, не так много. Смысл жизни необходим нам, как воздух. Как вода, необходимо нам понимание человека в его целостности, что по-могает индивиду понять самого себя. Философия и литература делают не-оценимый вклад в раскрытие сущности человека, в поиск им смысла жиз-ни. Несчетное число философских концепций человека и идей, содержа-щихся в художественных произведениях, - где истина? как определить сущность человека и смысл его жизни? Нельзя забывать, что истина не статичное, а развивающееся явление. Сегодня истинно это, завтра это же стало ложным. Проблема человека развивается во времени: огромный путь уже пройден, но будущее открывает все новые и новые перспективы решения этой проблемы. Главное, не впадать в крайности, "расщепляя" при этом единую сущность человека, и помнить: чтобы быть личностью, нам надо каждую минуту, каждое мгновение, шаг за шагом постигать тай-ну, имя которой - Человек.




Тэги: СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ, ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ, НЕОФРЕЙДИЗМ В ПОИСКАХ НОВОГО ГУМАНИЗМА



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4S3554

Я согласен с условиями использования сайта