Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
Введение 3
Духовная реальность как составная часть
и отражение общественного бытия 5
Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции 8
Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе 11
Заключение 15
Список литературы 16



Введение.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. То-гда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его по-знания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материаль-ным.
Впервые сознание как особая реальность, отличная от материаль-ных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, со-фисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мысли-тельной деятельности и утверждали противоположность духовного и ма-териального. В античной философии активно развивались идеи сопричаст-ности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.
В средневековой философии сознательная человеческая деятель-ность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время ока-зал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме со-знательной деятельности - самосознании.
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосно-вывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе са-мом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принци-пом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становле-ния Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие созна-тельную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обуслов-ленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марк-сизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.



1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия.
Духовная сфера общества — это система отношений между людь-ми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимо-стью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, от-личаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания свое-го объекта, но также временем возникновения в процессе развития обще-ства.
Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятель-ности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовно-го освоения окружающего мира.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объек-тивный характер. Общественное сознание можно определить как обще-ственный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, от-ражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является сово-купностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, вы-работанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, обще-ственное сознание может быть определяющим только по отношению к со-знанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индиви-дуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием ин-дивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посред-ством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.
Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уров-ни индивидуального сознания:
1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования инди-видуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность са-мого человека.
2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и органи-зовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, ве-ра. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий эле-мент.
Общественное бытие и общественное сознание – это две сторо-ны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотноше-нии общественного бытия и общественного сознания является конкретиза-цией основного вопроса философии в применении к обществу. До марк-сизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. от-ражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую форму-лировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое матери-альное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышле-ние и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения обще-ственное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развивают-ся вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредствен-ное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, обще-ственное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Методологиче-ская роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас. Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра. Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.



2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции.
Структура общественного сознания выделяются такие уровни, как теоре-тическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психоло-гию, второй - идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает в различных формах: обще-ственно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, фило-софия, мораль, искусство, религия.
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
-- политическое сознание представляет собой систематизированное, тео-ретическое выражение общественных взглядов на политическую организа-цию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими гос-ударствами и нациями;
-- правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учрежде-ний, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определен-ного общества;
-- мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индиви-дуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
- искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;
- религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных посту-латах.
В гносеологическом аспекте структурные компоненты обществен-ного сознания различаются главным образом по уровням, формам и спо-собам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются обыденное сознание и теоретическое сознание, представляющие два уров-ня отражения действительности — познание явлений и познание сущности. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и по-требностей людей и ограничено непосредственными практическими усло-виями жизни людей различных общностей. Оно охватывает и обобщает по преимуществу внешние связи и отношения общественной жизни, но, как правило, не раскрывает ее существенных сторон и не способно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности. Этот уровень созна-ния, не систематизированный в целом, включает опыт народных масс и разнообразные эмпирические знания, выработанные в процессе историче-ского развития (народные знания в области производства, быта, медици-ны, фольклор и другие виды народного творчества, представления о явле-ниях природы, в том числе предрассудки, суеверия и т. п.). Вместе с тем обыденное сознание создает в общественно-историческом плане предпо-сылку и условия возникновения теоретического сознания, а также его до-полнение. Наиболее глубокие обобщения и понятия повседневного созна-ния переходят на высший уровень познания и становятся достоянием тео-рии и науки. Теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания, для которого характерно открытие сути природных и обще-ственных явлений, их закономерных связей и отношений. Этот компонент общественного сознания существует в форме систем идей, понятий, зако-нов и т. п. Теория, как систематизированное сознание, представлена наукой и идеологией, а идеологические системы в свою очередь могут раз-личаться как научные и ненаучные. Кроме того, теоретическое сознание дифференцировано и имеет градации, определяемые глубиной проникно-вения в сущности различного порядка.
Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко про-никнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. по мере развития общества возникает необходи-мость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится не-достаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возни-кает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное со-знание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Теорети-ческое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает за-кономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Обы-денное сознание складывается из обыденного знания и общественной пси-хологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.
Формы общественного сознания принято различать между со-бой по следующим критериям:
• роли в обществе;
• способу отражения;
• социальному источнику.



3. Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе?
Общественная психология - частичный аналог обыденного уров-ня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и инте-ресы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.
Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизиро-ванная оценка социальной действительности.
Общественное сознание представляет собой очень сложное в струк-турном отношении образование. В связи с этим его деление на структур-ные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматри-вать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное созна-ние. И, наконец, структура общественного сознания может рассматривать-ся под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характе-ристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.
Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идео-логический. Общественная психология есть совокупность чувств, настрое-ний, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфиче-ские черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в соци-ально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностя-ми, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, россий-ской необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая сте-пень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как та-ковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной пси-хологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретическо-го отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент сме-щается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иных соци-альных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная психология формируется стихийно, непосред-ственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых нахо-дится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоре-тической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеоло-гии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.
Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только бла-годаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной дей-ствительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на опреде-ленных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей обществен-ной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.
В философской и исторической литературе очень часто встречают-ся понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как сле-дует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпа-дают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, сти-хийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и харак-терное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко мож-но встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массо-вое сознание членов которого уже заметно теоретизировало и идеологизи-ровано.
На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить зако-номерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Таким образом, переход к новым произ-водственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономиче-ским фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психоло-гическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осуж-ден в глазах общества.
Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необхо-димостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подси-стемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие эконо-мические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духов-ной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изме-нениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости инди-видуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятстви-ем на пути прогрессивного развития нашего общества.




Тэги: духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия, структура общественного сознания: его уровни, формы и функции, соотношение общественной психологии и идеологии в обществе



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4S3559

Я согласен с условиями использования сайта