Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
1.Введение................................................................................................стр. 3

2.Гуманистическая направленность и социально – философское содер-
жание философии Возрождения................................................................ ..стр. 4

3. Натурфилософия эпохи Возрожде-ния.................................................стр. 8

4. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ре-
нессанса?.........................................................................................................стр. 12

5. Заключение...........................................................................................стр. 15

6. Список литературы............................................................................. стр. 16


ВВЕДЕНИЕ
Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всём видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует социальному и хозяйственно – полити-ческому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленно-сти выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творче-ской активности. Стала ощущаться потребность в новых воззрениях, ко-торые не заставили себя долго ждать. Само собой, новые воззрения разви-вались не на пустом месте, они сохранили очень тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать французское выражение, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благо-даря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.
В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху Возрождения приходится на последние столетия средневекового феода-лизма, на XV-XVI вв. Однако развитие культуры как материальной, так и духовной, конечно, невозможно заключить в точные хронологические рамки. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV в., а в XV в. достигло рассвета. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропей-ским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху ши-роко известны, они давно стали предметом самого пристального внима-ния, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой куль-туре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный ин-терес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья.
Теперь рассмотрим подробнее эпоху Возрождения и узнаем, каковы же основные принципиальные установки возрожденческой философии?


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ФИ-ЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торгов-ли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального произ-водства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических прин-ципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической про-блематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобрете-ния и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Аме-рики, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём челове-ка, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.
Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, ха-рактера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсаль-ные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.
XIV-XVI вв. – время, когда всё в круговороте страстей, общечеловече-ских побуждений и расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной смекалкой. Выше всего ценится умелость. Идеал удачи ца-рит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину про-щён. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.
В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу являет-ся творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческой начало, будь это искусство, политика, религия или даже техни-ческое изобретение.
Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы воз-обновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и те-лесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально со-вершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом виде, в каком он су-ществовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать разви-тию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как лично-сти, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» проис-ходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневеко-вье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой пере-ворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Од-ной из форм выражения этого переворота было противостояние схоласти-ке, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.
Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна все-мерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманисты возрождают идеалы античных эпику-рейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном бла-городстве. Этот вопрос поставил ещё Данте. Благородство человека за-ключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и им-ператоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производ-ственной деятельности.
Схоластической религии противопоставляется право на истину и поиск её; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой кри-тике. Монашеским подвигам всё чаще противопоставляется обыкновенный труд. Но тот, кто трудится имеет право на богатство. Обет бедности гума-нисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.
Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и доб-родетель отождествляются с пользой.
Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободо-мыслие и соответственно справедливое устроение общественно – государ-ственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демо-кратических началах, в рамках республиканского строя.
Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном ин-дивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством чело-века Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нрав-ственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обра-щённые к проблемам государства: основанные на реалистических принци-пах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии То-маса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов бур-жуазии активно влиять на переустройство политической власти в интере-сах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального
Размежевания и натурального хозяйства. Такая позиция приводила мыс-лителя к идее естественного исторического развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления чело-веческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотли-вости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и её упроче-ние. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов обще-ственной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы меж-ду классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для до-стижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный полити-ческий аморализм, ибо становление централизованного государства дале-ко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, по-этому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обхо-дится без жертв.
Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассужде-ниями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпо-чёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собствен-ным словам, «изобразил республики и государства, которых в действи-тельности никто не знал и не видывал».
Одним из таких мыслителей был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмерт-ную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описы-вающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.
Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Ис-точник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственно-сти.
Рисуя безотрадную картину эпохи становления буржуазных отноше-ний, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нель-зя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить суще-ствующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.
Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в за-говоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключе-нию, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».
В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном об-ществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных по-рядков. Заговор против испанского владычества предполагал последую-щее учреждение такого общественного строя.
Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте ещё не даёт основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание на деталь-ном конструировании будущего царства добра и справедливости.
Хотя утописты эпохи Возрождения в полном соответствии с духом своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жёст-кая регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет места свободе личности, превращает людей, по меткому выражению Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных клавиш», на кото-рых играет кто-то другой.


НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом на человека, всё чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных учёных такой инте-рес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и природе.
Другим направлением философского интереса к природе в ренессанс-ной мысли была натурфилософия. В XVI в. её развитие становилось всё более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, не-аристотелевским её истолкованиям. Умозрительность, присущая большин-ству этих истолкований и в принципе свойственная любой натурфилосо-фии, для ренессансной была всё же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натур-философов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и всё бо-лее настойчивым их интересом к её естественно – научным достижениям и учениям.
Для натурфилософии Ренессанса в целом же характерны не столько ме-тодологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимуще-ственное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно – космической жизни. Отсюда и значительная зависи-мость ренессансной натурфилософии от учений и идей и даже самого названия античной физики. Однако такая зависимость была относительной и носила творческий характер, ибо ренессансные философы природы по-добно многим гуманистам возрождали учения и идеи античной физики не бездумно, а относились к ним избирательно и лишь заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы.
Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм, нарас-тавший в развитии ренессансной философской мысли. Причём общая тен-денция этого процесса вела тогдашних философов природы ко всё более последовательному подчёркиванию натуралистических черт пантеизма.
Не менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из её пантеистической позиции и во многом порождавшей её, была также идея тождества микро- и макрокосма.
Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую её с подав-ляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.
Стремление к углублённому и достоверному познанию природу нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского, Джордано Бруно.
Леонардо да Винчи, внебрачный сын нотариуса и простой крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы, холостяк, не полу-чил классического образования и не обучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло скорее положительную, чем отрицательную роль в его формировании в качестве мастера искусства и многообразного изоб-ретательства, а затем и теоретика этой высокой практики.
Леонардо по праву заслужил имя пионера современного естествозна-ния. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов – в области воен-ного дела, ткацкого производства, воздухоплавания. Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX и XX столетиях.
Рассматривать идеи Леонардо в историко – философском плане не просто, и прежде всего потому, что его деятельность в общем была мало связана с тогдашними философскими традициями, развивавшимися на ос-нове античных доктрин. Место гениального мастера в философском разви-тии Ренессанса определялось как его художественной, так и исследователь-ской деятельностью в области механики, физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. При этом подавляющее боль-шинство научных изысканий Леонардо осуществил в контексте своей творческой практики.
Среди записей Леонардо есть такие, которые свидетельствуют о его конфликте не только со схоластической, но и с гуманистической учёно-стью, оперировавшей огромным материалом разнообразной мудрости, почёрпнутой в книгах.
Специфика методологии Леонардо состоит в том, что он стремился к максимально конкретному пониманию опыта и по возможности к точному уяснению его роли в деле достижения истины.
Не оставляет Леонардо никакого сомнения и в том, какую науку он имеет в виду прежде всего и главным образом. Это, конечно, математика, ибо только она способна придать результатам экспериментирования под-линную достоверность, искомую однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.
Огромной философско – мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого ис-кусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы.
Тезис гуманизма о царстве человека фактически превращался у Лео-нардо в положение о превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей эпохи, Леонардо всё же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к макси-мальному приближению человека к Богу.
Николай Коперник – польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было рево-люционным актом, которым исследование природы заявило о своей неза-висимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями и Земле, как избранной Богом арене, на которой разыг-рывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоласти-кой противопоставление движений небесных и земных тел, создала воз-можность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало разли-чие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточённой борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного ато-мизма и астрономическими гипотезами древних.
Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объясни-мым как естественный результат развития всей предшествующей философ-ской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского - теолога, философа, крупного учёного, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой фило-софии.
Кузанец, принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Все-ленной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое миро-воззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвёл революцию в астрономии, разрушив космологи-ческую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему ге-лиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую дея-тельность своего ума как бы уподоблялся Богу.
В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается пере-ход от математической мистики к точной математике.
Джордано Бруно – представитель позднего Ренессанса, человек муже-ственный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Пра-ва человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Ко-перника.
Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противополож-ности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть ни чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, миро-вое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно – панте-ист. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Тер-мин «пантеизм» состоит из приставки «пан» (греч. – всё) и корневого сло-ва – греческого «теос» (Бог)
Пантеизм Дж. Бруно уже не сдерживается ни античными, ни средневе-ковыми, ни даже возрожденческими принципами. Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через панте-изм. От типичного для эпохи Возрождения личностно – материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Ново-го времени.
Для католической инквизиции Джордано Бруно был перерожденцем. Выдающийся мыслитель закончил свою жизнь трагически – 17 февраля 1600 года он был заживо сожжён на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жиз-нью и творчеством Джордано Бруно завершает эпоху Возрождения.



С ВОЗРОЖДЕНИЕМ КАКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ СВЯЗАНА ЭПОХА РЕНЕССАНСА?
Возрождение – совокупность философских представлений, сформиро-вавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.
Эпоха Возрождения – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важ-нейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в обще-ственной жизни.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к класси-ческой культуре стало изучение античных текстов и использование языче-ских прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе.
Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складыва-лась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астро-номических. Математических и т. п. знаний, в результате обработки древ-ней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззрен-ческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появле-ние большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский мате-риализм.
Материализм (от лат. materialis – вещественный) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несо-творимость и неучтожимость материи, которая существует вне и незави-симо от сознания и выступает первоосновой действительности. Материа-лизм противоположен идеализму. Как идейное течение, материализм мно-гогранен. материализм – динамическая, эволюционизирующая система. Со всяким эпохальным открытием, переворотом, революцией материализм меняет формы для уяснения социальных истоков материализма следует иметь в виду его общую нацеленность на отображение наиболее перспек-тивных тенденций общественно – исторического развития, на ассимиляцию завоеваний науки и культуры, на органическую поддержку просвещения.
Не менее ясно выступает в античной философии противоположность диалектического и метафизического методов мышления. По существу, многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи её явле-ний. За тысячу с лишним лет развития античной философии материализм и идеализм, диалектика претерпели сложную эволюцию, отражавшую в ко-нечном счёте диалектику развития самого общества.
Первоначально в античности термином диалектика обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделений вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия дви-жения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналити-ки» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно.
Движение – философская категория, отражающая своим содержани-ем всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объ-емлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется. В качестве способа бытия материи движе-ние выступает как самодвижение. Движение же отдельных материальных образований обуславливается взаимодействием противоположностей. Со-гласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являют-ся внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и раз-решение противоречий выступает именно как самодвижение. Понятия движения, самодвижения, противоречия и взаимодействия являются весьма близкими по смыслу и взаимозависимыми по содержанию. Различные ас-пекты противоречивой сущности движения выявляются диалектикой из-менчивости и устойчивости, абсолютности и относительности, прерывно-сти и непрерывности, возникновения и уничтожения. Движение как един-ство изменчивости и устойчивости предполагает относительную устойчи-вость того, что именно движется, изменяется. Эта относительная устойчи-вость есть выражение сохранения качественной природы явления при од-новременном наличии некоторых количественных изменений. Движение в его конкретном проявлении всегда относительно.
Итогом, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором ещё нет чёткого деления на субъект и природу. В античном мировоззрении господствует универсализм, космо-центризм и политеизм. При переходе от античности к средневековью про-изошёл довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещё один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет по-ставлен человек. Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с макси-мальной решительностью, которая вообще часто характерна для новато-ров.
Естественно, встаёт вопрос о той философской базе, на которой могло возникнуть и действительно возникало новое, возрожденческое мировоз-зрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрож-денческие философы по-прежнему неоплатоническую схематику, методо-логию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким обра-зом, философской основой возрожденческой философии был антропоцен-трический неоплатонизм.
Итак, основной принцип возрожденческой философии – это антропо-центризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических настроений.
87




Тэги: Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения, Натурфилософия эпохи Возрождения, С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4S3550

Я согласен с условиями использования сайта