Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма. 4
ГЛАВА 2. Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики.………………………………………………………… …..........11
ГЛАВА 3. Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16


ВВЕДЕНИЕ
В ХХ веке возникли два направления философии, Экзистенциализм (рассматривающий человека, как духовное существо) и Герменевтика (за-нимающаяся толкованием и интерпретацией литературных текстов), кото-рые нашли отголосок в произведениях многих известных людей, некото-рые из них: Ж-П. Сартр, Ф.М.Достоевский, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Гадамер, Шлейермахер, Поль Рикёр, Вильгельм Дильтея

ГЛАВА 1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзи-стенциализма
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существо-вание), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противополож-ность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределе-на, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным про-явлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.
Необходимо признать, что экзистенциализм как «философское направление» никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по опре-делению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.
Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практиче-ски никто из мыслителей, причисляемых к «экзистенциализму» не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственный, кто четко выражал свою принадлежность к этому «направлению» — Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гума-низм», где он и предпринял попытку «обобщить» экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Без особой натяжки позволительно сказать, что экзистенциализм ещё два десятилетия назад был наиболее влиятельным в широких кругах обра-зовательного населения (особенно представителей гуманитарных профес-сий - литераторов, актеров, художников, а также у всей учащейся молоде-жи) Европы и, несколько меньшей степени – Америки после первой миро-вой войны.
Его главным (и, по существу, единственным предметом является бы-тие индивидуального человеческого субъекта, «онтология субъективности» (хотя, как мы покажем, в трактовке этого предмета различие взглядов у самих философов, представляющих это направление, весьма существенно). Пик влияния экзистенциализма приходится на годы после окончания вто-рой мировой войны и продолжается до конца 60-х гг. После того, как Ев-ропу потрясла волна левых молодежных движений, влияние экзистенциа-лизма стало довольно быстро падать, хотя близкие ему настроения оста-ются весьма влиятельными. Впрочем, настроения эти не рождены экзи-стенциалистской философией; скорее даже наоборот – они были подхваче-ны экзистенциалистами, превращены, в различной мере, в философские (как правило, не слишком теоретизированные) конструкции и выражены в них, так сказать, с высокой степенью концентрации.
Поэтому историки философии расходятся как в датировке экзистен-циализма, так и в трактовке его содержания, не говоря уж о причислении того или иного мыслителя к сонму экзистенциалистов. Например, первым экзистенциалистом называют датского религиозного(правда, весьма не-традиционного) мыслителя Серена Кьеркегора (1813-1855); и, вероятно, только одинокость этой трагической фигуры заставляет их называть его работы «предэкзистенциалистскими». А факт отнесения к философии экзи-стенциализма не только полулитературных, эстетических и этических эссе, но и собственно литературных произведений позволяет поставить вопрос, не имеем ли мы, в лице экзистенциализма, дело не столько с философией, сколько с философствованием, или с некоторой «пограничной областью» между тем и другим? Но как раз поэтому, в случае экзистенциализма, ста-новится очевидным функционирование философского мышления в каче-стве формы общественного сознания – способа самовыражения, самосо-знания и даже самоопределения социального человека. То, обретает ли это последнее теоретическую форму, - для случая экзистенциализма вопрос второстепенный: в отличие от феноменологии, он не претендовал на статус не то что стройной науки, но даже вообще науки.
По этой причине и преемственность в развитии экзистенциализма, а также его связь с европейской философской традицией очень неоднознач-на, а потому в историко-философских работах чаще констатируется, чем исследуется, и чаще констатируется, чем реконструируется: здесь доволь-ствуются поиском сходных мотивов. Мы обращаем на это внимание, по-скольку традиция подхода к философии как особого рода науке толкает историка философии к тому, чтобы в каждом очередном во времени фило-софском учении видеть если не новый шаг в познании объективной истины, то уже во всяком случае новую попытку решить вопросы, которыми зани-мались предшественники. Изредка (что также укладывается в рамки сциен-тистской парадигмы) – как переход к новой исследовательской программе. Однако, если философские вопросы, в отличие от конкретно научных, ско-рее, «запросы», «вопрошание», то ответов научного образца, тем более «окончательных», они не имеют. И преемственность в философии – скорее, преемственная связь культуры, чем преемственность объективного знания, идущего от неполноты и приблизительности ко все большей полноте и точности отражения объекта, асимптотически приближаясь к «абсолютной истине».
Предтечей экзистенциализма как философии существования человека по праву называют великого русского писателя-мыслителя Ф.М.Достоевского. Но систематическое упорядочение идей, прежде всего в книге «Бытие и время» М.Хайдеггера(1927), и в трехмерной «Философия» К.Ясперса (1932), а также у французского философа Ж.П.Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).
Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религи-озный. Но это деление достаточно условное, так как все представители это-го направление сосредотачивают внимание на общих для них экзистенци-альных проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека вообще, а каждой личности.
Большое влияние на экзистенциалистов оказал датский мыслитель С.Кьеркегор, живший в XIX в. и резко выступавший против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в абсолютной идее, строго логически и диалектически развертывающей в истории. Философия жизни Ф.Ницше, А.Бергсона, В.Дильтея, З. Фрейда также явилась предше-ственницей этого направления.
Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859-1938), изменяя его в соответствии со своей концепцией. Для Гуссерля важно создать философию как строгую науку, которая бы служила фундаментом для всех остальных наук и всей человеческой куль-туры. Такое основание он видит в «cogito…» Декарта и в трансцендель-тальном идеализме Канта, который он пытается углубить. Главное в его методе – непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе пережи-вания этой вещи.
Этот метод называется ещё методом интенциального анализа. Интен-ция означает направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредметных переживаний не существует. Объект познания есть отраже-ние какой-то стороны объективно существующей реальности.
Для Гуссерля главная задача – раскрыть структуру чистого созна-ния, т.е. указать, какие акты сознания каким предметностям соответствуют. Экзистенциалисты исходят из положения о неразрывности субъектно-объектного описания. При этом основное внимание они обращают на эмо-ционально-волевую сферу переживания человека.
Ученик и последователь Гуссерля, от которого он отходил все даль-ше, Мартин Хайдеггер (1889-1976) средством описания и толкования бы-тия берет не категории объективной науки, а субъективные категории – эк-зистенциалы –эмоционально окрашенные понятия, такие, как, например, бытие-к-смерти. Бытие вообще раскрывается для него через человеческое бытие – тут-бытие, которое всегда эмоционально. Даже равнодушие есть определённая душевная настроенность. Экзистенциалисты справедливо подчеркивают тот факт, что познание человеком мира осуществляется с позиций определенной системы ценностей, целенаправленно и эмоцио-нально. Это очень хорошо выразил Хайдеггер: «Всякое истолкование ми-ра неизбежно является очеловечиванием». Познание и понимание мира есть, в сущности, одна из главных сторон бытия человека. Основной экзи-стенциал Хайдеггера «бытие-в-мир» как раз говорит об этом. Имеется в виду, что бытие человека и мир неотделимы друг от друга. Человек всегда в мире и мир- это мир человека.
Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны человеческого бытия. При этом немецкий и французский экзи-стенциализм часто подчеркивают темные, пессимистические свойства бы-тия, его абсурдный характер. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жизни. Хайдеггер различает страх эмпириче-ский, касающийся каждодневного существования человека, и страх онто-логический, лежащий в сердцевине его бытия. Это страх перед ничто, смертью в ее подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия.
Однако надо отметить что в 60-х гг., в Англии появился и оптими-стический вариант экзистенциализма. Один из главных его представителей – писатель и философ Колин Уилсон, написавший шеститомную работу «Аутсайдер». Он считает философию Хайдеггера и Сартра нигилистиче-ской и пессимистической и поэтому не имеющей будущего для своего раз-вития. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоана-лиз, психотерапии и медитации. Аутсайдер – прототип нового человека с развитым интеллектом, контрастирующий со сферой подсознательного как источником космической энергии. Герой Уилсона занят поиском и осу-ществлением смысла человеческого бытия. Сам К.Уилсон пишет, что он развивает оптимистический экзистенциализм. «Его методы могут быть описаны скорее как англо-саксонские и эмпирические», чем как «континен-тальные и метафизические».
Ж.П. Сартр в работе «Экзистенциализм-это гуманизм» поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовле-нии вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изго-тавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой сейчас надо сделать. Сущность здесь как бы предшествует суще-ствованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему ещё предстоит обре-сти человеческую сущность, стать человеком. Итак, в мире человека суще-ствование предшествует сущности. Разделяя экзистенциализм на два ос-новных направления - христианское (Г.Марсель, К. Ясперс) и атеистиче-ское (М.Хайдеггер, А Камю), Ж.П. Сартр себя относит к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: бога нет, бог умер – не по-вторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт для развертывания важнейших философских тезисов и обращенных к ре-альному человеку нравственно-практических выводов.
Человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность, из-начально уже обладая существованием, - в этом и состоит первый принцип сартровского экзистенциализма, из которого вытекают многие важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, ни-кто, кроме данного индивида, не способен превратить его в человека. Ин-дивид должен сделать это сам. И именно он несет ответственность если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится. (Как мы увидим, Сартру возражал Камю, который считал, что человеческая при-рода многое детерминируется в жизни и поведении индивида.)
Несмотря на различия подходов, философы- экзистенциалисты вну-шают читателю здравую и очень важную идею индивидуальной ответ-ственности человека за все, что происходит с ним самим и другими людь-ми. Человек - своего рода «проект», который живет, развертывается, реа-лизуется или не реализуется, и процесс обретения индивидом человеческой сущности длится всю жизнь, не теряя остроты и драматизма.
Какой же рисовалась экзистенциалистам, персоналистам реальность действия ин-дивида на социальной арене? Несмотря на значительный разброс мнений, их позиции со-держат немало общего. Прежде всего экзистенциальные философы считали необходимым выступать против веры в некий заранее гарантированный (предписывались ли гарантии богу, абсолютному духу, законам истории) прогресс, который якобы осуществляется сам собой, помимо усилий, действий отдельных людей. Эту веру философы XX в. считали не просто наивной, но и исключительно опасной.


ГЛАВА 2. Основные положения, понятия и проблемы философской герме-невтики.
Гермене?втика— направление в философии XX века, выросшее на ос-нове теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герме-невтики задача философии заключается в истолковании предельных значе-ний культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библей-ских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначально-го смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частич-ном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.
Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, по-скольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование.
Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философ-ское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.
Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторон-ником «чувствования». Таким образом он призывал реконструировать ис-торические события и внешние явления путем самонаблюдения. Понима-ния событий методом их личностного «сопереживания». «Вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения приро-ды и Духа.
По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание. Эта же легенда повторяется в древнегреческой мифологии, где Юпитер – то же, что Зевс, а Меркурий – то же, что Гермес.
Средневековая евангелия в переводе с греческого есть тоже весть (благая весть). Вначале было слово, но его смысл надо разъяснить (в этом состоит первоочередная задача посланников Бога, апостолов) Христианские про-поведники, а методика их проведения была разработана весьма детально ещё в средние века, есть уяснение смысла божественного слова, но не столько рациональными, сколько иррациональными средствами.
Исходя из изложенного герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внимание. Тем не менее содержание герменевтики много шире приведенного определения. В связи с последним утверждени-ем обратимся к истории становления герменевтики как философского направления.
Современная герменевтика – это прежде всего реакция на филосо-фию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философство-вания себя исчерпал, то в появившихся новациях человек стал пониматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, ре-лигиозно чувствующего существа. Новатором в этом отношении был дат-чанин Кьергор. Он писал об экзистенции (существовании) человека, о свя-занных с этим переживаниях.
В то же время новейшая философия не хотела что-либо противопо-ставлять человеку – ни природу, ни Бога. Отсюда происходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что человеку предшествует принцип ни-что, принцип свободы. Так считали наш Н.А.Бердяев и француз Ж.П. Сартр. Главная книга Сартра называется «Бытие и ничто». Человек свобо-ден, а потому он сам ответственен за свои действия.
Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто-человек» и поставили в центр своих изысканий «бытие-в-мире», где два дефиса призваны отобразить единство человека и мира. Эта позиция един-ства мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно Карлом Яспе-сом и Мартином Хайдеггером.
Ясперс, бывший врач-психотерапевт, рассматривает существование человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, сомнение, отчая-ние). Человек подлинен в пограничных, опасных ситуациях, особенно пе-ред страхом смерти. Ясперс – экзистенциалист своего существования в ми-ре.
Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического понимания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциалистом, который преуве-личивает значение переживаний. Он называет себя фундаментальным он-тологом. Онтология – это учение бытии. Так Хайдеггер считает, что фило-софия начинается с учения не о познании (как считали гении Нового вре-мени, например Кант), а о бытии человек в мире. А домом этого бытия яв-ляется язык. Хайдеггер по праву должен быть назван основателем совре-менной герменевтики. Таковыми часто считают Ганса Гадамера, ученика Хайдеггера, но благодарный и благородный ученик не устает ссылаться на своего учителя.
Крупнейшие представители герменевтики в Германии – Хайдеггер и Гада-мер, во Франции – П. Рикер, в Италии – Э.Бетти, в России – С.Н. Булга-ков, П.А. Флоренский считал, что слово «сводит нас лицом к лицу с ре-альностью». Лосев – автор книги «Философия имени», которая насквозь пропитана герменевтической проблематикой.
Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему. Однако вещи закрытые от человека, у них есть свои границы. С дру-гой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться слияния границ ве-щи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.
Допустим у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для этого им надо воспользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.
Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 2+4, ученик дает неправильный ответ «8». Герменевтически настроенный учитель не расце-нит такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущ-ность. Он постарается ее выяснить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.
Истина есть открывшаяся потаенность вещи.
Итак, Герменевтика – это философия о бытии человека в мире и по-нимании этого мира посредством языка и переживаний.


ГЛАВА 3. Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики.
Экзистенциализм
«Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же» Ж.П. Сарт-ра
«Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их понима-нием свободы.» К..Ясперс
Люди боятся изменений и отклонений от обычного (всеобщего). Привыкли к обыденности и к тому что им навязали, поэтому всё новое воспринимают в штыки. Так и здесь, разное понимание свободы ведёт к спорам и противоречиям, а схожесть мыслей для людей очень ценна.

Герменевтика
"жизнь сама себя живет", "игра сама себя играет", "язык сам себя говорит" Гадамер
Эти высказывания можно объяснить тем, что Гадамер считал, что каждое из этих явлений можно представить субъектами и докопаться до их сущности, понять их , вступив с ними в диалог.
«Любые две вещи имеют между собой нечто общее, но... и нечто раз-личное. Но, именно, метафора выявляет функцию сходства, благодаря ей “тождественное” и “различное” не смешиваются, а противоборствуют.» Хайдеггер
По рассуждениям представителей Герменевтики у любого предмета и явления можно разгадать сущность, и поэтому может обнаружится, что у абсолютно различных предметов или явления абсолютно одинаковая ха-рактеристика.




Тэги: Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма, Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики, Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 4S3555

Я согласен с условиями использования сайта