Уважаемый посетитель сайта! На нашем сайте вы можете скачать без регистрации книги, тесты, курсовые работы, рефераты, дипломы бесплатно!

Авторизация на сайте

Забыли пароль?
Регистрация нового пользователя

Наименование предмета

Яндекс.Метрика
ВОПРОСЫ.

1. Проанализируйте особенности психической структуры личности в пси-хоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты.

2. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитиче-ской психологии К. Юнга.

3. О каком механизме психологической защиты идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение.» Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении.


ВОПРОС №1

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе З. Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической прак-тики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздей-ствие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влия-нию которых Фрейд был подвержен в поздний своей деятельности.
Согласно Фрейду, человеческая психика включает в себя три области – системы психического: сознательное, бессознательное и предсозна-тельное, которые находятся между собой в состоянии непрерывного вза-имодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функциони-рование всех психической жизни человека. Результатом этой борьбы вы-ступает каждый душевный акт и человеческий поступок.
Система бессознательного «Оно». Прежде чем дать определение бессознательного Фрейд делает замечание, что «психическое» и «созна-тельное» - понятия не идентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представле-ния, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они про-являются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Для практики делового общения это замечание Фрейда представля-ется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми слова-ми, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о не-которой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.
Фрейд выделяет следующие важные особенности бессознательного:
1. оно – несловесное (невербальное);
2. «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энер-гии;
3. ему закрыт прямой доступ в сознательное;
4. по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;
5. законы его функционирования отличаются от законов сознательной дея-тельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, насто-ящим и будущим.
По своему содержанию бессознательное представляет собой внут-реннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аф-фектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений.
В качестве важнейших структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.
• Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолв-ки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.
• Сновидения представляют собой психические реакции на действую-щие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовле-творения. Впервые в психологии Фрейд показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает об-стоятельное описание символики сновидений и разрабатывает техни-ку их толкования.
• Влечениям Фрейд уделяет особое внимание. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматиче-ский (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:
- влечения «Я», цель которых – самосохранение индивида;
- сексуальные влечения (libido), цель которых – продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.
В основе влечений, в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа. Фрейд писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убий-ством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последо-ватели Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохожде-ния основных этапов в развитии либидо. Фрейд считал, что во всех жиз-ненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от это-го первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа.
В ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтан-ная психическая дифференциация партнеров по половому признаку. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер – мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психической защиты, а такие эф-фекты ореола, идентификации и стереотипизации.
Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотера-певтической практики подверглась им существенной корректировке. Он ввел новое деление влечений и предложил более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходил из того, что психиче-ская жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Тонатосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее со-хранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной – продолжение рода, - или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть человека организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.
В психоанализе Фрейда бессознательное представляется не чем-то низшим, темным, аморальным в социально-психологическом смысле, а та-ким которое способно нести сознательное и даже творческое начало.
Система «Сверх Я». Эта система, которая становится продуктив-ным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реаль-ностью, и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.
Чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго (от лат. «super» - сверх и «ego» - я).
«Сверх Я» считается полностью сформировавшимся, когда родитель-ский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип само-контроля не служит целям принципа реальности. «Сверх Я», пытаясь пол-ностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со сторо-ны «Оно», старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. К проявлениям «Сверх Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести» у человека, возникновение «безотчетно-го чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, ве-ления которого выполняются вытеснением, система «Сверх Я» выступает как моральная психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Образование «Сверх Я» Фрейд связывает с особым психическим механиз-мом – идентификацией. В жизни человека идентификация возникает до-вольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от овладения ка-ким-либо лицом к отождествлению себя с ним.
Психические феномены «Сверх Я» осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров. Часто в психической структуре лично-сти происходит столкновение нравственных и выгодных суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удач-ной сделки. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности значимые друг для друга. Поэтому в деловом общении лучше предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением кон-курирующего с вами партнера. Зачастую в деловом общении происходит сдвиг моральных суждений, когда предложенная деловая операция со-пряжена с финансовыми махинациями ранее заключенных договоров, об-наружением более «выгодного партнера».
Система предсознательного «Я». Эту систему Фрейд выделяет в качестве третьего пласта психики личности. Она находится между «Оно» и «Сверх Я», связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который действовал в бессознательном теряет свое значение, рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни – принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».
Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательно и «Сверх Я», психические элементы получают вербальную (словесную) форму и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влече-ния) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, - строго процензурова-но.
По своему содержимому предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.
Для делового общения психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные усло-вия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу об-щения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации, они обеспечиваю регистрацию и даже кратковременное запоминание той не-большой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.
Между этими тремя системами существуют так называемые зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» бу-дет неспособно восстановить между ними равновесие.
Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при до-вольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх Я». Но это идеаль-ный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», т.е. к таким психическим состояния, сопровождаю-щиеся отрицательными эмоциями и переживаниями (раздражением, трево-гой и отчаянием). Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с по-мощью разнообразных механизмов психологической защиты: подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и ра-ционализация.
Для делового общения наиболее значимы сублимация, проекция и рационализация.
1. Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен поставленной первоначально, которая оказалась недостижи-мой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворе-ние. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно ча-сто в диалоговой и согласительной фазах. В диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделять сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согла-сительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических по-буждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.
2. Проекция, представляющая собой наделение других людей соб-ственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелатель-ность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрали-зуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.
3. Рационализация (поиск удобных причин для оправдания невоз-можности совершить те или иные действия), встречается чаще в диалого-вой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но и умение слушать и убеждать его. Ис-пользуя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно ча-стично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение пробле-мы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.



ВОПРОС № 2

Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собствен-ную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его тео-рию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгля-ды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, прими-рить которые им так и не удалось.
Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессозна-тельным". К. Юнг отвергает пансексуалистическую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структу-ры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия, как таковая». Под этим по-нятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рож-дается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физиче-ских явлений.
Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной при-роде, которая, однако, не творится человеком по произволу, а сама пре-образует его в процессе пробуждения феномена сознания.
В качестве фундамента психики индивида, предающего определен-ную форму ее содержанию выступает коллективное бессознательное, со-ставляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.
Коллективное бессознательное – это психическая система, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов». Юнг выделяет следующие особенности:
1) своим существованием коллективное бессознательное обязано ис-ключительно наследственности;
2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуаль-но;
3) его содержание в основном представлено архетипам – буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становят-ся осознаваемыми.
Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образ-цами инстинктивного поведения». Являясь регулятором психической жиз-ни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Архетипические образы обнаруживают се-бя через определенные символы в сновидениях («непроизвольных, спон-танных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художествен-ного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при рас-стройствах психики.
Архетипические образы коллективного бессознательного представ-ляют интерес не только в смысле постижения спонтанных проявлений пси-хики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реак-циях, приносящих определенное удовлетворение в процессах общения.
Юнг связывает архетипиские образы со спонтанным непроизволь-ным проявлением нравственных эмоций, к примеру, такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознанна. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символи-ческого образа, вызванного определенным архетипом. При этом могут от-сутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий симво-лический образ может указывать на определенную нечистоту или амо-ральность какого-либо действия или поступка.
При коллизиях долга и совести Юнг советует отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.
В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты парт-нера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложных конфликт-ных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спон-танным психическим ощущениям.
Это важно еще и потому, что в партнерских отношениях делового общения возможно проявление так называемой синхроничности. Этот фе-номен состоит в том, что любой психоидный архетип не только имеет тен-денцию локализоваться в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение «через подпороговое восприятие мельчайших призна-ков данного аффекта». Здесь обнаруживается коллективная природа пси-хоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное, в отличие от лич-ностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активированные бессознательные содер-жания (например, эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызе-ний совести), возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно припи-сывать эти моральные реакции себе самому.
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.
Самость и 4 системы психики. Самость в этой структуре выступает как интегрирующий центр, архетип единства и целостности. Она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психи-ческой структуры, выразить психическую целостность личности и обеспе-чить ее реализацию в качестве субъекта.
Самость объединяет четыре системы психики:
• Эго
• Персона
• Тень
• Анима и Анимус (образы женщины и мужчины)
1) Эго (система «Я») является центральным элементом личного со-знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое це-лое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимо-сти игнорировать бессознательную часть души. В содержание этой систе-мы входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхи-щения, а также процессы мышления, воли и влечений.
73




Тэги: психологическая структура личности и практика делового общения, особенности психической структуры личности в психоанализе з. фрейда, роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии к. юнга



x

Уважаемый посетитель сайта!

Огромная просьба - все работы, опубликованные на сайте, использовать только в личных целях. Размещать материалы с этого сайта на других сайтах запрещено. База данных коллекции рефератов защищена международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Эта и другие работы, размещенные на сайте allinfobest.biz доступны для скачивания абсолютно бесплатно. Также будем благодарны за пополнение коллекции вашими работами.

В целях борьбы с ботами каждая работа заархивирована в rar архив. Пароль к архиву указан ниже. Благодарим за понимание.

Пароль к архиву: 18W10126

Я согласен с условиями использования сайта